- Умный справочник
- История
- Александр III: контрреформы
Александр III: контрреформы
Александр Александрович сильно отличался от своего отца практически во всём, история его воспитания и вступления на престол во многом напоминала историю его деда — Николая I. Александр был вторым сыном в семье и 20 лет — до 1865 года, когда умер Николай Александрович — его готовили к карьере военного.
Несмотря на то, что будущий император получил опыт политической карьеры, когда принимал участие в работе Совета министров и Государственного совета, он оставался человеком военного воситания: был главой казачьих отрядов, гвардейских полков, командовал в войне 1877-1878 годов.
Александр III был скромным, сдержанным, простодушным человеком, любил проводить время в узком семейном кругу, строго придерживался высоких правил морали. На его взгляды сильно повлиял преподаватель законоведения К. П. Победоносцев — обер-прокурор Синода и рьяный консерватор.
Император Александр III был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний.
— С. Ю. Витте. Министр путей сообщения и министр финансов России
1881 год
События 1 марта 1881 года привели к настоящему конфликту в высших эшелонах власти между консерваторами и либералами. На заседании Совета министров 8 марта сподвижники Александра II — Лорис-Меликов, Абаза — пытались уговорить нового императора принять проект «Конституции», и он даже предварительно одобрил проект реформ.
Длительные споры и давление на Александра III со стороны Победоносцева привели к смене политического курса — 29 апреля 1881 года он принимает составленный обер-прокурором Синода «Манифест о незыблимости самодержавия», который станет символом политики контрреформ.
…Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления…
…Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем…
— Высочайший манифест 29 апреля 1881 года.
Публикация манифеста предполагала отказ от политики Александра II, многие либеральные министры (в том числе и Лорис-Меликов) покинули свои посты сразу после выступления царя.
Цензурная контрреформа
Борьба с «крамолой» началась практически сразу же — летом 1881 года было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Согласно ему, местные органы власти имели право вводить режим чрезвычайной ситуации, в рамках которого власти могли во внесудебном порядке:
- Закрывать периодические издания и типографии
- Приостанавливать деятельность учебных заведений и университетов
- Передавать гражданское судопроизводство военным судам
- Высылать нежелательных лиц или брать их под арест сроком до 5 лет
В 1882 году правительство составило новые Временные правила о печати. По этому документу, фактически, возвращалась предварительная цензура, то есть отменялась реформа печати 1865 года. 1883-1884 годы ознаменовались давлением государства на либеральные издания: выписывались штрафы и предупреждения, конфисковались тиражи.
В этот же период были закрыты многие крупные журналы, среди них: «Голос», «Страна», «Московский телеграф», «Восток» и даже «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина.
Образовательная контрреформа
Политика в области просвещения при Александре III взяла курс на возвращение к сословным принципам. В первую очередь, это затронуло заведения среднего и начального образования.
В 1884 году был издан новый Университетский устав, лишивший высшие учебные заведения автономии. Образовательные программы были поставлены под государственный контроль, вводились дополнительные экзамены. Ректоры и деканы назначались министерством просвещения, а не избирались из преподавателей, как раньше.
Главным ударом по системе образования стал документ министра народного просвещения И. Д. Делянова — циркуляр «О сокращении гимназического образования» 1887 года. Этот документ рекомендовал руководителям средних образовательных учреждений не принимать на обучение детей из низших сословий.
Гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию.
— Доклад И. Д. Делянова «О сокращении гимназического образования»
Абсурдный во многих смыслах указ, сокративший количество учащихся в гимназиях, получил в народе прозвище циркуляр «О кухаркиных детях».
Судебная контрреформа
Укзы правительства Александра III в области судебной системы не отменяли напрямую принципов, введённых его отцом, но ограничивали возможности различных участников судопроизводства.
- 1885 г. — создано Высшее дисциплинарное присутствие Сената. Оно имело право смещать судей с их постов или переназначать их в другие округа. То есть принцип несменяемости судей остался в России только на бумаге.
- 1887 г. — законом была ограничена гласность судопроизводства. По этому документу, министерство юстиции имело право отменять публичный статус любого судебного процесса.
- 1889 г. — законом ограничена юрисдикция суда присяжных. Количество дел, которые он мог рассматривать, сократилось на несколько десятков статей.
- 1889 г. — мировые суды были отменены в большинстве губерний России.
Контрреформа органов самоуправления
Сословные принципы стали приоритетными и в политике России на местах. В 1890 году была пересмотрена Земская реформа — согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях губернаторы получили право напрямую вмешиваться в работу земств, исключать избранных депутатов, отменять принятые решения.
Менялся и закон о выборах в земские учреждения. По новым правилам, была упразднена бессословная курия землевладельцев, то есть крестьяне потеряли возможность участвовать в деятельности органов управления. Вместо этого появилась курия дворян.
Схожие изменения произошли и в городских органах власти. Однако Городовое положение 1892 года пошло дальше: избирательного права лишились жители, которые не владели собственностью, а это рабочие, мелкие торговцы и в том числе интеллигенция (они часто просто снимали квартиры). Из 9,5 миллионов городских жителей избирательные права сохранили только 100 тыс. человек.
Земские начальники
Своеобразным пиком политики контрреформ считается 1889 год, когда был создан институт земских начальников — чиновников, сочетавших в себе административные и судебные полномочия в отношении крестьян и сельских органов власти.
Земские начальники:
- Обязательно должны были быть потомственными дворянами
- Осуществляли контроль за крестьянским самоуправлением: утверждали принятые решени, назначали должностных лиц, решали местные споры.
- Заменяли мировых судей для крестьян: самолично выносили приговоры, вели судопроизводство, управляли низшими чинами местной полиции.
- Имели право на арест и выписку штрафов крестьянской администрации и отдельных личностей.
Властные полномочия земских начальников хоть и распространялись на весьма ограниченную территорию — в их юрисдикции были только сельские общества и волости — были почти безграничными. В их руках оказались гражданские права, личная жизнь крестьян.
Решения начальников об арестах, штрафах, увольнениях пересматривались высшими инстанциями редко, что приводило к превышениям полномочий, бесчинствам в отношении крестьян. Сословная принадлежность начальников часто определяла, на чью сторону они вставали, решая споры межлу дворянами и сельскими общинами.
Итоги
Можно сказать, что политика контрреформ выполнила свои цели: действия революционеров и террористов действительно были приостановлены, а внутриполитическая жизнь стала спокойнее. Вместе с тем, основные проблемы общества, которые и были причиной социальной напряжённости, не были решены.
То есть усиление полицейского контроля как бы «заморозило» политическую и социальную обстановку в России, оно отсрочило бунт, но не разобралось с ним.
С другой стороны, мирный путь борьбы с народным недовольством, реформы, был отвергнут, был нарушен диалог между властью и обществом, а это лишь усугубило кризис. Даже если в 1880-1890-х годах в России революционное движение пошло на спад, в начале XX века оно стало более сильным, более массовым, более ожесточённым.