- Умный справочник
- История
- Александр II: Великие реформы
Александр II: Великие реформы
Причины
Главной причиной реформаторских проектов 1860-1870-х годов, конечно, стала отмена крепостного права. Почти 24 млн. человек получили гражданские права и теперь должны были быть включены в общественную жизнь страны: ранее именно помещики выступали и судьями, и главами органов местного самоуправления, решали все социально-экономические вопросы региона. Но после 1861 года такая система не могла быть сохранена.
Более того, правительство хотело делигировать часть полномочий (которые бы касались развития медицины, дорог, образования) большему количеству людей — такая децентралиация ускорила бы развитие регионов России.
Наконец, на решения правительства повлияла и либерализация общественной мысли в 1850-х годах, что было вызвано жесткой цензурной политикой Николая и проигранной Крымской войной.
Земская реформа 1864 года
С 1859 по 1863 года комиссией, во главе которой стоял Н. А. Милютин, создавался проект по формированию новой системы местного управления. В самом начале 1864 года он был утверждён и начал работу. Согласно закону, возникли земские учреждения двух видов: распорядительные (губернские и уездные собрания) и исполнительнные (губернские и уездные управы).
Земские собрания состояли из депутатов — гласных — которых выбирали на всесословной основе на три года. Выборы не были равными — существовал имущественный ценз, по нему выделяли три группы избирателей — курии:
- Уездные землевладельцы. Чтобы войти в неё необходимо было иметь более 200 десятин земли в собственности или обладать недвижимостью на сумму более 15 тыс. рублей.
- Городские избиратели. В неё входили купцы всех гильдий, владевшие имуществом на сумму не менее 500 рублей или владельцы предприятий с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей.
- Выборные от сельских обществ, то есть крестьяне. Выборы по этой курии были многоступенчатыми — чтобы попасть в земское собрание надо было пройти три этапа голосования.
Такая система выборов привела к тому, что дворяне составляли большинство гласных на обоих уровнях земств: и губернском (89%), и уездном (42%). Это, однако, не создавало перевеса в обсуждаемых вопросах — в основном, земства состояли из представителей либерального дворянства и стремились помочь другим сословиям.
Земства занимались хозяйственными вопросами местного значения, то есть развитием инфраструктуры (школ, больниц, почты, приютов), устройством и содержанием путей сообщения, помогали местным предпринимателям и купцам, сбором налогов на местные нужды.
Противоречия реформы
Земская реформа обладала невероятной значимостью для русского общества: впервые со времен Земских соборов действовала представительная система на основе выборов, это был важнейший опыт либерализма, на основе которого позже возникнет первый в России парламент.
Земства решали местные вопросы куда быстрее, чем государственные органы — к 1880-м годам значительно вырастет количество сельских школ, повысится качество медицины, возрастёт количество специалистов.
Однако успехи существовали на равне с большим количеством ограничений, установленных государством:
- Земства были категорически отстранены от политических вопросов. Любые вещи, которые хоть как-то могли касаться политики (даже обучение в сельских школах, создававшихся на средства земств), находились под строгим контролем государства.
- Деятельность земств была под жестким надзором исполнительных органов — председатели управ не выбирались, а назначались: губернатором — в уездах, министром внутренних дел — в губерниях. Губернаторы имели право отказывать в любом назначении должностных лиц от земств.
- Земствам давали мало возможностей для развития: финансирование от государства было минимальным, публичность и гласность заседаний была ограничена, а с 1867 года земствам разных регионов даже запретили связь друг с другом.
- По разным причинам, земские органы власти не были созданы в Сибири, Северных губерниях, Правобережной Украине, Литве, Белоруссии. Они существовали только примерно в половине губерний России.
Городская реформа 1870 года
На основе земств в России появились и местные органы самоуправления в городах. Проект реформы горовила около восьми лет комиссия министерства внутренних дел во главе с П. А. Валуевым. Проект обладал небольшими отличиями от системы земств.
Выборная система так же строилась на трёх куриях, однако курии выделялись не по сословиям, а только по имущественному цензу — поэтому во многих органах городского самоуправления большинство составляло именно купечество.
Система органов власти состояла из большего количества звеньев: избиратели формировали городскую думу (распорядительный орган), которая имела свою постоянную управу (исполнительный орган), а во главе этой управы стоял городской голова, избираемый на 4 года. Городской голова по совместительству был и председателем городской думы.
Городские органы власти обладали таким же уровнем компетенции, что и земства, они занимались исключительно вопросами благоустройства (школ, больниц, освещения улиц, водоснабжения) и вопросами местной торговли, предпринимательсва и налогов.
Неудивительно, что городская реформа, основанная на наработках земской, имела точно такие же противоречия. Городские органы появились только в половине России (в 509 городах из 1130), им не хватало средств на содержание органов и они находились под чутким контролем местных чиновников.
Реформа печати 1865 года
Государственную цензуру по форме осуществления можно разделить на два способа: предварительную и карательную. Эти понятия относятся не только к России XIX века, но и вообще ко всей цензуре.
Предварительная цензура — необходимость получать разрешение на выпуск, публикование какой-либо информации. Это предполагает процедуру передачи автором источника информации государственному органу цензуры, чтобы получить разрешение на её распространение.
Карательная (последующая) цензура — предполагает оценку информации, которая уже была опубликована. Поэтому и ограничения со стороны цензурных органов накладываются чаще на конкретные произведения или их издателей.
Комиссия при министерстве просвещения во главе с А. В. Головниным к 1865 году опубликовала новые «Временные правила о печати». Согласно этой системе, для публикаций объёмом более 10 страниц устанавливалась только карательная цензура и авторы сами несли ответственность за свои работы.
Перечень запрещённых тем создавался министерством внутренних дел, оно же контролировало печатные издания. К тому же, создавалась система страйков предостережений — авторы получали предупреждения за нарушение правил цензуры, а издание, получившее три предупреждения, закрывалось на полгода. Через эти полгода выносилось решение министерства о его дальнейшей судьбе.
Реформа печати была самой осторожной среди всех решений правительства 1860-1870-х годов, отмена предварительной цензуры коснулась только крупных городов. Однако разрешение газетам и журналам обсуждать общественные вопросы и действия правительства уже было значимым шагом, давшим толчок к развитию социально-политической мысли в России.
Реформы образования
Решения правительства Александра II в области просвещения, в основном, были направлены на отмену противоречивых пунктов политики Николая и расширение системы среднего образования.
- 1862 г. — утверждение устава Женских гимназий, их количество заметно увеличилось, а программа была приближена к обычным училищам. То есть женское среднее образование в России почти не уступало мужскому.
- 1863 г. — издание нового Университетского устава, по которому учебным заведениям вновь возвращалась автономия: ректоры и профессура снова были выборными, а права студентческих советов расширялись.
- 1878 г. — учреждение Высших женских курсов (Бестужевских) — высшего образовательного учреждения для женщин в Петербурге, где они могли изучать математику, физику, химию, ботанику, историю, языки и многое другое на университетском уровне.
Важнейшие изменения произошли в сфере начального и среднего образования. В 1864 году появилось «Положение о начальных народных училищах». По нему, во-первых, отменялась монополия государства на образование — теперь частные лица и общественные учреждения (земства) тоже имели право на открытие и содержание начальных школ. Это привело к многократному росту количества сельских школ.
Во-вторых, обновлялась сама система образования. Учебные заведения делились на классические (с уклоном в социальные науки, латинский и древнегреческий язык) и реальные (с уклоном в естественные науки и математику) гимназии. Сословные ограничения отменялись, учиться там могли все желающие. Правда, обучение там было платным и далеко не все могли себе подобное позволить.
Новые принципы образования были шагами к всеобщим доступности и равенству образования, которые были так необходимы для социального и экономического развития России. Однако уже в 1871 году, когда министром просвещения стал Д. А. Толстой — противник либерализации — эти принципы были пересмотрены: реальные гимназии были переименованы в реальные училища, а их выпускники потеряли право поступать в университеты.
Судебная реформа 1864 года
Самой прогрессивной и последовательной реформой Александра II стало утверждение новые судебных уставов, созданных Государственным советом под руководством С. И. Зарудного.
Формировались новые принципы судопроизводства:
- Бессословность суда и его независимость от административных органов
- Несменяемость судей и судебных следователей
- Равенство всех сословий перед законом
- Гласность судебного процесса
- Состязательность сторон судебного процесса
Присяжный поверенный — адвокат в Российской Империи при окружном суде или судебной палате. Поверенными могли стать граждане империи, достигшие 25 лет с высшим юридическим образованием и опытом работы в судебном ведомтве не менее 5 лет.
Кардинально изменилась и сама судебная система. Создавались мировые суды — с упрощённым судопроизводством — которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Таким образом, больше людей получило доступ к суду, их вопросы рассматривались быстрее и более справедливо. Кандидатуры мировых судей выбирали земские собрания уездов, а утверждал Сенат.
Более крупные дела (в зависимости от суммы ущерба или статуса обвиняемого) разбирали коронные суды, они состояли из окружных судов — I инстанция — и судебных палат — II инстанция. В процессах по особо тяжким преступлениям могли принимать участие присяжные заседатели.
Высшим судебным органом был Сенат. Он рассматривал дела чиновников высших классов, а в его кассационную инстанцию можно было обратиться с обжалованием решений окружных судов и судебных палат.
Недостатки реформы
Судебная система России после 1864 года стала одной из самых прогрессивных и продуманных в мире, многие принципы, введённые при Александре II, являются неотъемлемыми частями судопроизводства и по сей день. Однако это не значит, что система была идеальной.
Не стоит забывать, что независимость судей во многом зависит от их дохода, так что проблема коррупции (особенно в отдаленных регионах) никуда не девалась, с ней было тяжело бороться. Сословная структура общества тоже негативно влияла на ситуацию в России — дворяне и богатые купцы, имевшие связи с высшими чиновниками и губернаторами, чаще выигрывали процессы за счёт своего авторитета.
Но главным недостатком реформы (в том числе связанным с сословиями) было непоследовательный подход к принципу равенства: продолжали существовать особые суды для духовенства (консистории) и военных (трибуналы). Были даже специальные суды для решения мелких крестьянских споров — волостные суды, они действовали на основе крестьянского права (обычая), а не на основе законов империи.
Итоги
Реформы Александра II принесли существенные изменения в политическом и общественном строе России. Они дали толчок быстрому росту экономики и развитию культуры. Однако важным моментом всех этих изменений был их половинчатый характер — делая уступки в пользу буржуазии, власть сохраняла привелегированное положение дворян и неравенство в среде других сословий.
Правительство занималось полумерами, реформы не доводились до конца, не предполагали дальнейшего развития, переделывались, отменялись. В политике Александра II можно усмотреть соединение реформ и реакции, что лишь вызывало у общества больше вопросов — начатую либерализацию не так просто остановить.
Ответом общества на такую политику было развитие революционных теорий и политический терроризм.