Александр II: Великие реформы

Статья
Не изучено

Причины

Главной причиной реформаторских проектов 1860-1870-х годов, конечно, стала отмена крепостного права. Почти 24 млн. человек получили гражданские права и теперь должны были быть включены в общественную жизнь страны: ранее именно помещики выступали и судьями, и главами органов местного самоуправления, решали все социально-экономические вопросы региона. Но после 1861 года такая система не могла быть сохранена.

Более того, правительство хотело делигировать часть полномочий (которые бы касались развития медицины, дорог, образования) большему количеству людей — такая децентралиация ускорила бы развитие регионов России.

Наконец, на решения правительства повлияла и либерализация общественной мысли в 1850-х годах, что было вызвано жесткой цензурной политикой Николая и проигранной Крымской войной.

Земская реформа 1864 года

С 1859 по 1863 года комиссией, во главе которой стоял Н. А. Милютин, создавался проект по формированию новой системы местного управления. В самом начале 1864 года он был утверждён и начал работу. Согласно закону, возникли земские учреждения двух видов: распорядительные (губернские и уездные собрания) и исполнительнные (губернские и уездные управы).

Земские собрания состояли из депутатов — гласных — которых выбирали на всесословной основе на три года. Выборы не были равными — существовал имущественный ценз, по нему выделяли три группы избирателей — курии:

  1. Уездные землевладельцы. Чтобы войти в неё необходимо было иметь более 200 десятин земли в собственности или обладать недвижимостью на сумму более 15 тыс. рублей.
  2. Городские избиратели. В неё входили купцы всех гильдий, владевшие имуществом на сумму не менее 500 рублей или владельцы предприятий с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей.
  3. Выборные от сельских обществ, то есть крестьяне. Выборы по этой курии были многоступенчатыми — чтобы попасть в земское собрание надо было пройти три этапа голосования.
Александр II: Великие реформы, изображение №1

Такая система выборов привела к тому, что дворяне составляли большинство гласных на обоих уровнях земств: и губернском (89%), и уездном (42%). Это, однако, не создавало перевеса в обсуждаемых вопросах — в основном, земства состояли из представителей либерального дворянства и стремились помочь другим сословиям.

Земства занимались хозяйственными вопросами местного значения, то есть развитием инфраструктуры (школ, больниц, почты, приютов), устройством и содержанием путей сообщения, помогали местным предпринимателям и купцам, сбором налогов на местные нужды.

Противоречия реформы

Земская реформа обладала невероятной значимостью для русского общества: впервые со времен Земских соборов действовала представительная система на основе выборов, это был важнейший опыт либерализма, на основе которого позже возникнет первый в России парламент.

Земства решали местные вопросы куда быстрее, чем государственные органы — к 1880-м годам значительно вырастет количество сельских школ, повысится качество медицины, возрастёт количество специалистов.

Земство обедает. Г. Мясоедов
Земство обедает. Г. Мясоедов

Однако успехи существовали на равне с большим количеством ограничений, установленных государством:

  • Земства были категорически отстранены от политических вопросов. Любые вещи, которые хоть как-то могли касаться политики (даже обучение в сельских школах, создававшихся на средства земств), находились под строгим контролем государства.
  • Деятельность земств была под жестким надзором исполнительных органов — председатели управ не выбирались, а назначались: губернатором — в уездах, министром внутренних дел — в губерниях. Губернаторы имели право отказывать в любом назначении должностных лиц от земств.
  • Земствам давали мало возможностей для развития: финансирование от государства было минимальным, публичность и гласность заседаний была ограничена, а с 1867 года земствам разных регионов даже запретили связь друг с другом.
  • По разным причинам, земские органы власти не были созданы в Сибири, Северных губерниях, Правобережной Украине, Литве, Белоруссии. Они существовали только примерно в половине губерний России.

Городская реформа 1870 года

На основе земств в России появились и местные органы самоуправления в городах. Проект реформы горовила около восьми лет комиссия министерства внутренних дел во главе с П. А. Валуевым. Проект обладал небольшими отличиями от системы земств.

Выборная система так же строилась на трёх куриях, однако курии выделялись не по сословиям, а только по имущественному цензу — поэтому во многих органах городского самоуправления большинство составляло именно купечество.

Александр II: Великие реформы, изображение №3
 

Система органов власти состояла из большего количества звеньев: избиратели формировали городскую думу (распорядительный орган), которая имела свою постоянную управу (исполнительный орган), а во главе этой управы стоял городской голова, избираемый на 4 года. Городской голова по совместительству был и председателем городской думы.

Городские органы власти обладали таким же уровнем компетенции, что и земства, они занимались исключительно вопросами благоустройства (школ, больниц, освещения улиц, водоснабжения) и вопросами местной торговли, предпринимательсва и налогов.

Сохранившаяся фотография заседания Городской Думы конца XIX — начала XX века.
Сохранившаяся фотография заседания Городской Думы конца XIX — начала XX века.

Неудивительно, что городская реформа, основанная на наработках земской, имела точно такие же противоречия. Городские органы появились только в половине России (в 509 городах из 1130), им не хватало средств на содержание органов и они находились под чутким контролем местных чиновников.

Реформа печати 1865 года

Государственную цензуру по форме осуществления можно разделить на два способа: предварительную и карательную. Эти понятия относятся не только к России XIX века, но и вообще ко всей цензуре.

Предварительная цензура — необходимость получать разрешение на выпуск, публикование какой-либо информации. Это предполагает процедуру передачи автором источника информации государственному органу цензуры, чтобы получить разрешение на её распространение.
Карательная (последующая) цензура — предполагает оценку информации, которая уже была опубликована. Поэтому и ограничения со стороны цензурных органов накладываются чаще на конкретные произведения или их издателей.

Комиссия при министерстве просвещения во главе с А. В. Головниным к 1865 году опубликовала новые «Временные правила о печати». Согласно этой системе, для публикаций объёмом более 10 страниц устанавливалась только карательная цензура и авторы сами несли ответственность за свои работы.

Перечень запрещённых тем создавался министерством внутренних дел, оно же контролировало печатные издания. К тому же, создавалась система страйков предостережений — авторы получали предупреждения за нарушение правил цензуры, а издание, получившее три предупреждения, закрывалось на полгода. Через эти полгода выносилось решение министерства о его дальнейшей судьбе.

Реформа печати была самой осторожной среди всех решений правительства 1860-1870-х годов, отмена предварительной цензуры коснулась только крупных городов. Однако разрешение газетам и журналам обсуждать общественные вопросы и действия правительства уже было значимым шагом, давшим толчок к развитию социально-политической мысли в России.

Реформы образования

Решения правительства Александра II в области просвещения, в основном, были направлены на отмену противоречивых пунктов политики Николая и расширение системы среднего образования.

  • 1862 г. — утверждение устава Женских гимназий, их количество заметно увеличилось, а программа была приближена к обычным училищам. То есть женское среднее образование в России почти не уступало мужскому.
  • 1863 г. — издание нового Университетского устава, по которому учебным заведениям вновь возвращалась автономия: ректоры и профессура снова были выборными, а права студентческих советов расширялись.
  • 1878 г. — учреждение Высших женских курсов (Бестужевских) — высшего образовательного учреждения для женщин в Петербурге, где они могли изучать математику, физику, химию, ботанику, историю, языки и многое другое на университетском уровне.
Химическая лаборатория Бестужевских курсов. Фотография начала XX века
Химическая лаборатория Бестужевских курсов. Фотография начала XX века

Важнейшие изменения произошли в сфере начального и среднего образования. В 1864 году появилось «Положение о начальных народных училищах». По нему, во-первых, отменялась монополия государства на образование — теперь частные лица и общественные учреждения (земства) тоже имели право на открытие и содержание начальных школ. Это привело к многократному росту количества сельских школ.

Во-вторых, обновлялась сама система образования. Учебные заведения делились на классические (с уклоном в социальные науки, латинский и древнегреческий язык) и реальные (с уклоном в естественные науки и математику) гимназии. Сословные ограничения отменялись, учиться там могли все желающие. Правда, обучение там было платным и далеко не все могли себе подобное позволить.

Новые принципы образования были шагами к всеобщим доступности и равенству образования, которые были так необходимы для социального и экономического развития России. Однако уже в 1871 году, когда министром просвещения стал Д. А. Толстой — противник либерализации — эти принципы были пересмотрены: реальные гимназии были переименованы в реальные училища, а их выпускники потеряли право поступать в университеты.

Судебная реформа 1864 года

Самой прогрессивной и последовательной реформой Александра II стало утверждение новые судебных уставов, созданных Государственным советом под руководством С. И. Зарудного.

Сергей Зарудный. Фотография конца XIX века
Сергей Зарудный. Фотография конца XIX века

Формировались новые принципы судопроизводства:

  • Бессословность суда и его независимость от административных органов
  • Несменяемость судей и судебных следователей
  • Равенство всех сословий перед законом
  • Гласность судебного процесса
  • Состязательность сторон судебного процесса
Присяжный поверенный — адвокат в Российской Империи при окружном суде или судебной палате. Поверенными могли стать граждане империи, достигшие 25 лет с высшим юридическим образованием и опытом работы в судебном ведомтве не менее 5 лет.

Кардинально изменилась и сама судебная система. Создавались мировые суды — с упрощённым судопроизводством — которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Таким образом, больше людей получило доступ к суду, их вопросы рассматривались быстрее и более справедливо. Кандидатуры мировых судей выбирали земские собрания уездов, а утверждал Сенат.

Александр II: Великие реформы, изображение №7
 

Более крупные дела (в зависимости от суммы ущерба или статуса обвиняемого) разбирали коронные суды, они состояли из окружных судов — I инстанция — и судебных палат — II инстанция. В процессах по особо тяжким преступлениям могли принимать участие присяжные заседатели.

Высшим судебным органом был Сенат. Он рассматривал дела чиновников высших классов, а в его кассационную инстанцию можно было обратиться с обжалованием решений окружных судов и судебных палат.

Недостатки реформы

Судебная система России после 1864 года стала одной из самых прогрессивных и продуманных в мире, многие принципы, введённые при Александре II, являются неотъемлемыми частями судопроизводства и по сей день. Однако это не значит, что система была идеальной.

Не стоит забывать, что независимость судей во многом зависит от их дохода, так что проблема коррупции (особенно в отдаленных регионах) никуда не девалась, с ней было тяжело бороться. Сословная структура общества тоже негативно влияла на ситуацию в России — дворяне и богатые купцы, имевшие связи с высшими чиновниками и губернаторами, чаще выигрывали процессы за счёт своего авторитета.

Но главным недостатком реформы (в том числе связанным с сословиями) было непоследовательный подход к принципу равенства: продолжали существовать особые суды для духовенства (консистории) и военных (трибуналы). Были даже специальные суды для решения мелких крестьянских споров — волостные суды, они действовали на основе крестьянского права (обычая), а не на основе законов империи.

Волостной суд. 1888 год
Волостной суд. 1888 год

Итоги

Реформы Александра II принесли существенные изменения в политическом и общественном строе России. Они дали толчок быстрому росту экономики и развитию культуры. Однако важным моментом всех этих изменений был их половинчатый характер — делая уступки в пользу буржуазии, власть сохраняла привелегированное положение дворян и неравенство в среде других сословий.

Правительство занималось полумерами, реформы не доводились до конца, не предполагали дальнейшего развития, переделывались, отменялись. В политике Александра II можно усмотреть соединение реформ и реакции, что лишь вызывало у общества больше вопросов — начатую либерализацию не так просто остановить.

Ответом общества на такую политику было развитие революционных теорий и политический терроризм.