- Русский язык
- Авторские пробники от NeoFamily
- Пробник NeoFamily №10 (ЕГЭ-2024)
Пробник NeoFamily №10 (ЕГЭ-2024)
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ленинградская блокада — одно из наиболее тяжёлых воспоминаний о войне. «И все, как один, сказали они: «Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти», — писала по-спартански лаконичная Ольга Берггольц. Так и было. Город выстоял. Но остались раны. Память о них горестно хранит Пискарёвское кладбище.
Мемориал на Пискарёвском кладбище был задуман в феврале 1945 года и посвящался мирным жителям, погибшим в период блокады. Северная столица восстанавливалась кропотливо, с величайшей осторожностью. Монумент Родины-скорбящей был целенаправленно поручен творческому дуэту — Вере Васильевне Исаевой и Роберту Карловичу Тауриту. Оба — ленинградцы. Во время войны и блокады оба скульптора — Исаева и Таурит — оставались в осаждённом городе, продолжая служение музам. Нет — народу. Они не только занимались плакатами и пропагандой, но и принимали участие в оборонительных работах, дежурили на крышах. Изготавливали архитектурные «обманки», чтобы фашистские лётчики не видели основную цель и кидались в тщательно сконструированную пустоту. Сохранились рисунки и скульптурные портреты <…> блокадных зим. Кому, как не Исаевой и Тауриту знать, чем должна поражать скорбная Вечность и как совместить плач и возмездие, ненависть и мечту о будущем?
С точки зрения искусства и стилеобразования Мать-Родина на Пискарёвке — это филигранный синтез «оттепельного» направления с жёстким академизмом. Торжествующая, но подавляющая рыдания. Пафосная и печальная. Гневная и спокойная. Одновременно. Глаза, полные слёз. Крепко сжатые тонкие губы на обветренном, осунувшемся от горя лице. Она ничего и никому не простила, и ритуальный венок в любой момент может обернуться мечом в её руках.
(По Г. Иванкиной)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) МЕМОРИАЛ. Архитектурное сооружение, комплекс, построенный для увековечения памяти кого-, чего-либо. Воздвигнуть мемориал. Мемориал в честь павших на поле брани.
2) ПЕРИОД. Этап общественного развития, общественного движения. Период коллективизации, индустриализации. Петровский период русской истории.
3) ПРОПАГАНДА. Политическое или идеологическое воздействие на широкие массы. Агитация и пропаганд. Вести пропаганду, заниматься пропагандой.
4) ФИЛИГРАННЫЙ. Исполненный в технике филиграни (изготовление художественных изделий, напоминающих по виду плетёное кружево); с филигранью. Филигранный браслет. Филигранные изделия.
5) ОБЕРНУТЬСЯ. Принять иной характер, направление (о ходе обстоятельств какого-л. дела и т.п.). Всё может обернуться иначе. Обстоятельства обернулись против меня. Кто знает, как всё это обернётся!
Ленинградская блокада — одно из наиболее тяжёлых воспоминаний о войне. «И все, как один, сказали они: «Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти», — писала по-спартански лаконичная Ольга Берггольц. Так и было. Город выстоял. Но остались раны. Память о них горестно хранит Пискарёвское кладбище.
Мемориал на Пискарёвском кладбище был задуман в феврале 1945 года и посвящался мирным жителям, погибшим в период блокады. Северная столица восстанавливалась кропотливо, с величайшей осторожностью. Монумент Родины-скорбящей был целенаправленно поручен творческому дуэту — Вере Васильевне Исаевой и Роберту Карловичу Тауриту. Оба — ленинградцы. Во время войны и блокады оба скульптора — Исаева и Таурит — оставались в осаждённом городе, продолжая служение музам. Нет — народу. Они не только занимались плакатами и пропагандой, но и принимали участие в оборонительных работах, дежурили на крышах. Изготавливали архитектурные «обманки», чтобы фашистские лётчики не видели основную цель и кидались в тщательно сконструированную пустоту. Сохранились рисунки и скульптурные портреты <…> блокадных зим. Кому, как не Исаевой и Тауриту знать, чем должна поражать скорбная Вечность и как совместить плач и возмездие, ненависть и мечту о будущем?
С точки зрения искусства и стилеобразования Мать-Родина на Пискарёвке — это филигранный синтез «оттепельного» направления с жёстким академизмом. Торжествующая, но подавляющая рыдания. Пафосная и печальная. Гневная и спокойная. Одновременно. Глаза, полные слёз. Крепко сжатые тонкие губы на обветренном, осунувшемся от горя лице. Она ничего и никому не простила, и ритуальный венок в любой момент может обернуться мечом в её руках.
(По Г. Иванкиной)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, поскольку в тексте исследуется определённое явление, раскрываются его внутренние признаки, наблюдается развитие авторской мысли.
2) Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, инверсии, парцелляции.
3) Личные местоимения, употреблённые в тексте, указывают на обезличенность, обобщённо-абстрактный характер текста.
4) Специфично употребляется в тексте глагол, чаще используются глаголы несовершенного вида — показателен в этом отношении второй абзац.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить историческую информацию, имеющую значение для исследователей и всех, кто интересуется прошлым нашей страны.
Ленинградская блокада — одно из наиболее тяжёлых воспоминаний о войне. «И все, как один, сказали они: «Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти», — писала по-спартански лаконичная Ольга Берггольц. Так и было. Город выстоял. Но остались раны. Память о них горестно хранит Пискарёвское кладбище.
Мемориал на Пискарёвском кладбище был задуман в феврале 1945 года и посвящался мирным жителям, погибшим в период блокады. Северная столица восстанавливалась кропотливо, с величайшей осторожностью. Монумент Родины-скорбящей был целенаправленно поручен творческому дуэту — Вере Васильевне Исаевой и Роберту Карловичу Тауриту. Оба — ленинградцы. Во время войны и блокады оба скульптора — Исаева и Таурит — оставались в осаждённом городе, продолжая служение музам. Нет — народу. Они не только занимались плакатами и пропагандой, но и принимали участие в оборонительных работах, дежурили на крышах. Изготавливали архитектурные «обманки», чтобы фашистские лётчики не видели основную цель и кидались в тщательно сконструированную пустоту. Сохранились рисунки и скульптурные портреты <…> блокадных зим. Кому, как не Исаевой и Тауриту знать, чем должна поражать скорбная Вечность и как совместить плач и возмездие, ненависть и мечту о будущем?
С точки зрения искусства и стилеобразования Мать-Родина на Пискарёвке — это филигранный синтез «оттепельного» направления с жёстким академизмом. Торжествующая, но подавляющая рыдания. Пафосная и печальная. Гневная и спокойная. Одновременно. Глаза, полные слёз. Крепко сжатые тонкие губы на обветренном, осунувшемся от горя лице. Она ничего и никому не простила, и ритуальный венок в любой момент может обернуться мечом в её руках.
(По Г. Иванкиной)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) (сбрить) бОроду
2) кУхонный
3) защЕмишь
4) граждАнство
5) нАдолго
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На Петроградской стороне появились продавцы льда из фургонов не по АБОНЕМЕНТУ, а в розницу, на сколько угодно.
Стол был накрыт на одного: чайная пара КОСТЯНОГО фарфора, серебряные приборы, блюдо с пирогами, заботливо накрытое льняной салфеткой.
Одним из костромских губернаторов был А. А. Суворов, внук великого полководца А. В. Суворова; позже А. А. Суворов занимал посты петербургского генерал-губернатора и отличался своей ГУМАННОСТЬЮ.
Выпускники лицея действительно оказались весьма ПРОСВЕЩЕННЫМИ, одаренными людьми.
Хозяйским взглядом окидывая КАМЕННЫЙ пляж и нависающий над ним пригорок, он не торопясь идет по берегу.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово (словосочетание).
Инструмент актера — его душа, тело, голос, и если он хочет играть не на балалайке в три струны, а на скрипке Страдивари, то нужно шлифовать свое тело, свои движения, мимику лица, выразительность голоса, добиваться совершенного владения каждым мускулом.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
значительно НИЖЕ нормы
от ЗАПЯСТЬЕВ к локтям
ярко-зелёные пятна БОЛОТЦЕВ
почти ДВУМЯСТАМИ странами мира
свежевыжатый сок из ГРАНАТОВ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
1) Сверхвостребованная балерина перелетает с континента на континент со стремительностью метеорита, вызвав зрительский переполох каждым своим появлением.
2) Подавляющее большинство русских писателей, включая самых великих — Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, — испытывали потребность в редакторе — доверенном лице, вкусу и проницательности которого доверяли.
3) Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, будут не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме.
4) О ляпах и ошибках «Семнадцати мгновений весны» (1973) пишут очень давно и с удовольствием, но вопросов к Максу-Отто фон Штирлицу и его антагонистам не становится меньше.
5) Ираклий II рассчитывал обрести не только могущественного покровителя, но и вполне реальные штыки русской армии, размещённого на территории его владений.
6) Поезд подъезжал к станции «Крестовскому острову».
7) Николая I многие современники не любили, считая его строгим суровым солдафоном, а недруги не могли простить ему не только разгром восстания декабристов, но и проигранную Крымскую войну.
8) Кафе-столовая помещалось в нескладном одноэтажном здании с грибообразной пристройкой.
9) Усиление позиций Петербурга в Закавказье порождало не только страх, но и подталкивало его геополитических соперников к решительному противодействию новому раскладу сил в регионе.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) с..рень, п..рила, наб..режная
2) н..велла, об..рона, оз..рной
3) предв..рительный, ар..мат, к..морка
4) ч..порный, (умышленный) подж..г, кош..лка
5) ц..линдр, зам..рать, эл..ксир
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..ллюзорность, вз..скивание, пред..дущий
2) о..даление, по..судимый, о..гадывать
3) пр..зрачность, пр..держать, пр..вентивный
4) пр..явитель, пр..бабушка, пр..голодаться
5) под..якорный, от..единение, суб..ективизм
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вымолв..л, мельн..чка
2) монаш..нка, глянц..вый
3) мастер..витый, бег..тня
4) шпатл..вать, наста..вать
5) лечебн..ца, пальт..цо
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) реж..т, (огранщики) точ..т
2) объединя..щий, (собаки) зала..т
3) (прохожие) смотр..т, отча..нный
4) слыш..мый, колебл..мые (ветром)
5) (травы) скош..ны, распил..шь
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Он шёл ни на кого не глядя, перебирая в голове свои доводы против мнимого оппонента, когда молодой человек, (НЕ)ДАВНО приехавший в Петербург, поступивший на службу к нему, догнал его и пошел с ним.
2) Если помните, в Эрмитаже есть (НЕ)БОЛЬШАЯ картинка Страшного суда, писанная чрезвычайно отчётливо и мелко каким-то средневековым художником.
3) Нева вскрылась рано, и льды, (НЕ)ТРЕВОЖЕННЫЕ ветрами, успели истаять почти до вскрытия, неслись уже рыхлые и разваливались сами собою.
4) Если б Петр Великий (НЕ)ОСНОВАЛ Петербурга, в каком положении находилась бы теперь местность при впадении Невы в Финский залив и имела ли бы Москва основание завидовать Петербургу?
5) (НЕ)СМОТРЯ на петербургский климат, кашель его прошел, он был озабочен и занят с утра до вечера, занимая очень важное место в комиссии составления законов.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Никакой (АДРЕС)КАЛЕНДАРЬ и справочное место ВСЁ(ТАКИ) не доставят такого верного известия, как Невский проспект.
2) Мне казалось, будто я переехал в КАКОЙ(НИБУДЬ) другой город, где уже я бывал, где всё знаю и ГДЕ(ТО), чего нет в Петербурге...
3) Есть ЧТО(ТО) похожее на (ЕВРОПЕЙСКО)АМЕРИКАНСКУЮ колонию: так же мало коренной национальности и так же много иностранного смешения, ещё не слившегося в плотную массу.
4) Перед русскими актерами трепещет и кипит свежее (НАРОДО)НАСЕЛЕНИЕ, а им дают лица, которых они и в глаза не видали, и что им делать с этими странными героями, которые ни французы, ни немцы, но КАКИЕ(ТО) взбалмошные люди…
5) В этой (ЛИЛОВО)ГОЛУБОЙ мгле блестел один только шпиц (ПЕТРО)ПАВЛОВСКОЙ колокольни, отражаясь в бесконечном зеркале Невы.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Стра(1)ое сделалось сюжетом драмы, представляющим ныне какое-нибудь происшествие, непреме(2)о новое, неслыха(3)ое и невида(4)ое: убийство, моше(5)ичество, пожары, самые дикие страсти, которых нет и в помине в теперешнем утончё(6)ом и образова(7)ом обществе; так, если собрать все мелодрамы, какие были да(8)ы в наше время, то можно подумать, что это кунсткамера, в которую нарочно собра(9)ы уродливости и ошибки природы…
(по Н. В. Гоголю)