Задание №68620 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 3.1. Социальные общности и группы,3.7. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Раздел: Социальная сфера
18 линия
№68620
Не выполнено
Сообщить об ошибке

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков социальной группы как совокупности людей;
– объясните связь раскрытой автором сути социальных ценностей с механизмом социального контроля.

(Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

   В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп…    Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) или существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемые действия; запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
   В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип «запрещено всё, что не приказано (дозволено)», в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: «разрешено всё, что не запрещено законом».
   Для правовых норм характерны письменное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, чёткое и однозначное описание вариантов либо границ поведения, наличие ясно обозначенной санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением.
   В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо), во-вторых, в связи с этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т.д.
   Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в уголовном порядке. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка могут не совпадать. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными ориентирами субкультур, не совпадающими с общепринятыми правовыми и моральными нормами.
   Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, так как существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и т.д.).

(По Л. С. Башировой)

Решение:
1) Основные признаки понятия «социальная группа», например:
– общая цель;
– чувство групповой принадлежности;
– наличие общих социально значимых черт.
(Могут быть приведены другие признаки при обязательном указании двух первых признаков из перечня).
Данный элемент ответа засчитывается только при указании в данной или близкой по смыслу формулировке трёх или более признаков, в том числе из приведённого перечня, и при отсутствии неверных позиций.
2) Объяснение с опорой на положения текста, например:
Связь социальных ценностей с механизмом социального контроля проявляется в том, что социальные ценности выступают ключевыми ориентирами общественной жизни, осуществляющими регулирование поведения людей в обществе.
Может быть приведено другое корректное объяснение. Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании.

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Котова, Лискова)