- Банк заданий
- Обществознание
Банк заданий ЕГЭ-2025: Обществознание
Ниже приведён перечень разновидностей религии. Все они, за исключением двух, относятся к мировым религиям.
1) Буддизм; 2) Индуизм; 3) Ислам; 4) Христианство; 5) Иудаизм.
Найдите две разновидности, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусству свойственно разнообразие художественных образов.
2) В искусстве присутствуют различные уровни: дошкольное, начальное, среднее, общее, высшее, последипломное.
3) Регулятивная функция искусства состоит в том, чтобы контролировать поведение людей с позиции добра и зла.
4) Искусство зависит от восприятия каждого отдельного человека.
5) Среди форм искусства выделяют народное, массовое и элитарное.
Установите соответствие между признаками и путями общественных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | Пути общественных изменений |
А) Постепенное развитие общества, которое не включает в себя интенсивных скачков | 1) Эволюция |
Б) Подразумевает под собой свержение действующей власти и установление новых порядков | 2) Реформа |
В) Изменения происходят только в конкретной сфере общественной жизни | 3) Революция |
Г) Происходит “снизу вверх” | |
Д) Изменения исходят от властьдержащих, верхушки общества |
Андрей Тарковский снял новый фильм о взаимоотношениях отцов и детей, основанный на жизни известной оперной дивы. Что из перечисленного позволяет отнести этот фильм к произведениям элитарной культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
1) Желание получить коммерческую выгоду
2) Сложность восприятия картины
3) Доступность большинству населения
4) Необходимость дополнительной подготовки перед просмотром
5) Анонимность творчества
6) Желание показать отношения отцов и детей с новой стороны, наполнив тему новыми смыслами
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Люди обладают инстинктами и рефлексами.
2) Биологическая сущность человека проявляется в его желании и потребности общаться с другими людьми.
3) Целенаправленная деятельность присуща всем живым существам планеты Земля.
4) Творческая активность - признак, объединяющий животных и людей.
5) Желание изучать новое и самосовершенствоваться относится к духовным потребностям.
Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | Виды истины |
А) Историчность |
1) Абсолютная |
Б) Полное и исчерпывающее знание |
2) Относительная |
В) Полные и точные знания об объектах характерные для данного уровня науки |
3) И абсолютная, и относительная |
Г) Соответствие законам логики |
|
Д) Не может быть дополнено или опровергнуто в будущем |
Олеся почти 5 лет подряд изо дня в день читает научные статьи и исследования о влиянии пластика на окружающую среду. Найдите в приведённом ниже списке признаки присущего Олесе мировоззрения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основан на доказанном и объективном подходе
2) Формируется стихийно под влиянием жизненных обстоятельств
3) Присуща вера в сверхъестественное
4) Требует систематического изучения авторитетных источников в сфере науки
5) Желание обосновать утверждения с опорой на логику, а не чувства
6) Формируется систематично, с прикладыванием усилий самого человека
Выберите верные суждения о глобальных проблемах и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Проблема «Север-Юг» подразумевает под собой температурные изменения, происходящие в полярных регионах земного шара.
2) Обсуждения вопроса об ограничении выброса загрязняющих веществ в атмосферу на саммите ООН является попыткой решения глобальных проблем.
3) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с разоружением стран.
4) Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
5) Одним из плюсов глобализации является стандартизация мира.
В государстве Z преобладает сельскохозяйственный труд. Что из перечисленного ниже позволит сделать вывод, что государство Z является обществом традиционного типа? Запишите соответствующие цифры.
1) Наличие классового деления на пролетариев и капиталистов
2) Экстенсивные технологии
3) Низкая социальная мобильность
4) Самореализация личности на первом месте
5) Роль науки минимальна
6) Обычаи и традиции играют решающую роль
Какие из перечисленных позиций относятся к основному общему образованию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Развитие учащимися начальных навыков письма, чтения и счёта.
2) Наличие промежуточных аттестаций, чтобы перейти на следующий уровень образования.
3) Обязательность получения данного уровня образования в РФ.
4) Возможность получить статус кандидата наук.
5) Возможность получать данное образование в любой жизненный промежуток в любом возрасте по желанию.
Установите соответствие между сферами общества и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенности сфер общества | Сферы общества |
А) Выплата пособий, пенсий и материальной помощи социально-незащищенным слоям населения |
1) Духовная |
Б) Развитие науки и искусства | 2) Экономическая |
В) Существование таких институтов как банки и фондовая биржа |
3) Социальная |
Г) Регулирует условия и правила взаимодействие различных групп и общностей |
|
Д) Основной акцент сделан на создании нематериальных ценностей |
Выберите верные суждения о тенденциях образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гуманитаризация образования направлена на увеличение количества технических предметов.
2) Примером компьютеризации образования может выступать переход школы на дистанционный формат обучения.
3) Интернационализация образования помогает развивать международные связи.
4) Гуманизация образования может проявляться в создании условий для людей с ОВЗ.
5) Тенденция непрерывности образования характеризуется тем, что человек может получать образование на протяжении всей своей жизни.
Установите соответствие между ранними формами религии и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки религии | Ранние формы религии |
А) Душа есть у всех предметов, которые окружают нас |
1) Анимизм |
Б) Поклонение неодушевленным предметам |
2) Тотемизм |
В) Практикуется жертвоприношение в пользу духов |
3) Фетишизм |
Г) Объектом поклонения мог стать любой предмет, человек верил в связь между этим объектом и собой |
|
Д) Наличие тотема |
Как, по мнению автора, связана поэзия с изящными искусствами? Как абсолютное становится документом философии? Укажите любые три свойства поэзии в модернистской литературе.
Итак, поэзия понимается в модернизме в этимологическом смысле как «творчество» (греч. «poiesis») и противопоставляется предшествующему (классическому) искусству, основанному на принципе подражания (греч. «mimesis»). Будучи по сути творчеством, поэзия, соединяясь с разным материалом, образует, по А. В. Шлегелю, «дух всех изящных искусств» (поэзия в красках — живопись, звуках — музыка, камне — зодчество и т. д.). Как творчество, поэзия выходит и за рамки изящных искусств, соединяясь с самой жизнью и становясь ее внутренней сущностью <...>.
Таким образом, понятие поэзии, лежащее в основе модернисткой философии, включает такие свойства как творчество, бесконечность, универсальность, постоянное развитие и наполнение собой всех сфер жизни. Наиболее известными выражениями этой идеи стали 116 фрагмент Ф. Шлегеля и фрагмент Новалиса о романтизации (поэтизации) мира как главной задаче современной культуры. Наиболее известным образным эквивалентом дискурсивной идеи поэзии стал образ Диониса, каким он предстает в философии и поэзии Гёльдерлина и потом у Ницше. Формальным проявлением идеи тотальности поэзии является постулируемое модернисткой эстетикой смешение жанров и принципиальная незавершенность произведения искусства, выраженная, в частности, в романтической теории фрагмента.
Однако поэзия есть не только форма безграничной тотальности, но и форма знания, выступает как синтез творчества и знания. В произведении интеллектуально созерцаемое Абсолютное получает объективную форму, которая в свою очередь становится предметом эстетического созерцания. Поскольку в произведении выражается абсолютное, то оно становится единственно истинным и вечным органоном и одновременно документом философии <...>.
(А. Л. Вольский)
В тексте автор рассуждает о поэзии как форме искусства.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «искусство»;
– объясните, что является формальным проявлением идеи тотальности поэзии в современном мире.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Итак, поэзия понимается в модернизме в этимологическом смысле как «творчество» (греч. «poiesis») и противопоставляется предшествующему (классическому) искусству, основанному на принципе подражания (греч. «mimesis»). Будучи по сути творчеством, поэзия, соединяясь с разным материалом, образует, по А. В. Шлегелю, «дух всех изящных искусств» (поэзия в красках — живопись, звуках — музыка, камне — зодчество и т. д.). Как творчество, поэзия выходит и за рамки изящных искусств, соединяясь с самой жизнью и становясь ее внутренней сущностью <...>.
Таким образом, понятие поэзии, лежащее в основе модернисткой философии, включает такие свойства как творчество, бесконечность, универсальность, постоянное развитие и наполнение собой всех сфер жизни. Наиболее известными выражениями этой идеи стали 116 фрагмент Ф. Шлегеля и фрагмент Новалиса о романтизации (поэтизации) мира как главной задаче современной культуры. Наиболее известным образным эквивалентом дискурсивной идеи поэзии стал образ Диониса, каким он предстает в философии и поэзии Гёльдерлина и потом у Ницше. Формальным проявлением идеи тотальности поэзии является постулируемое модернисткой эстетикой смешение жанров и принципиальная незавершенность произведения искусства, выраженная, в частности, в романтической теории фрагмента.
Однако поэзия есть не только форма безграничной тотальности, но и форма знания, выступает как синтез творчества и знания. В произведении интеллектуально созерцаемое Абсолютное получает объективную форму, которая в свою очередь становится предметом эстетического созерцания. Поскольку в произведении выражается абсолютное, то оно становится единственно истинным и вечным органоном и одновременно документом философии <...>.
(А. Л. Вольский)