- Банк заданий
- Обществознание
- Задание 32589
Задание №32589 ЕГЭ по Обществознанию
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трех признаков понятия «социальная группа»;
– объясните связь между поведением одного члена группы и группы в целом.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).
Понятие группы
Чтобы начать знакомиться с групповыми феноменами, вначале необходимо определиться с тем, что в социальной психологии понимается под группой.
Во-первых, социальная психология изучает реальные группы в противовес условным. В практике демографического анализа, различных ветвях статистики изучаются условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку (пол, биологический возраст, цвет глаз, образование). Однако в целом цикле общественных наук под группой понимается именно реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).
Во-вторых, на данный момент существует несколько десятков определений группы, каждое из которых сформулировано в рамках определенных теоретических систем для решения определенных практических задач.
Так, Дж. Голдхабер, ставящий в центр своих интересов процесс коммуникации, под группой понимает коммуникативную систему, состоящую из трех или более индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения некоторых общих целей и влияющих друг на друга. При этом группа отличается от простой совокупности индивидов, называемой агрегацией. Например, двадцать пять человек, стоящих в очереди за билетом в кино – не группа, а агрегация, так как они не взаимодействуют друг с другом и не влияют друг на друга для достижения общей цели. Влияние членов группы друг на друга проявляется в групповых нормах, ролях, лидерстве.
В-третьих, каждая группа – система, т.е. совокупность взаимодействующих частей, работающих вместе, в контексте изменяющейся окружающей среды. Поведение каждого из членов группы влияет на всю группу в целом из-за взаимосвязанности всех частей системы, особенно если его поведение разрушительно.
(Краснов А. В.)
