- Банк заданий
- Обществознание
- Задание 51382
Задание №51382 ЕГЭ по Обществознанию
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте уровень развития взаимоотношений между людьми в произведениях искусства.
(В каждом случае сначала назовите вид искусства, затем укажите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Искусство – сложное и многогранное явление, которое состоит, прежде всего, из художественных произведений – актуальные в настоящем и в будущем, запечатленные результаты эстетического освоения мира, в которых содержатся одновременно личный и сверхличный смысл. Художественные произведения являются «клеточкой» искусства, одним из показателей социальных и культурных взаимоотношений в обществе определенного периода времени. Вместе с тем, они передают при помощи воображения автора область пережитых чувств, потребностей, попыток приспособиться человека к окружающему миру и к действующим в обществе ценностям.
К. Г. Юнг – основатель аналитической психологии предлагает исследовать в искусстве процесс творческой деятельности, но не затрагивать суть искусства, так как оно само по себе целостно и самодостаточно. Психологическое исследование, с одной стороны, должно объяснить психологическое устройство произведения искусства, а с другой стороны, выявить факторы, делающие личность творчески активной.
Автор произведения находится внутри творческого процесса, он может почувствовать и пережить его, но если их отделить и взглянуть как на две различные величины, то в результате появляется возможность более детального исследования. К.Г. Юнг ставит творческий процесс или в центр, и тогда автор выступает его пассивным орудием, которым полностью завладели эмоции, богатство возможностей воображения, или же творческим процессом управляет человек, действуя по собственной воле, целенаправленно достигая необходимого воздействия, сознательно усиливая, подчеркивая одно и уменьшая другое, соблюдая форму и стиль.
Следует согласиться, что существует большая разница, когда человек поступает спонтанно, не сдерживая чувств, слов, действий, согласно своим склонностям и в том случае, когда процесс держится под контролем для достижения выбранной автором цели, продумывается слова и их порядок, взвешиваются желаемые эффекты. В одном случае речь идет о преднамеренном, сознательном и направленном творчестве, обдуманном по форме и рассчитанном на определенное желаемое воздействие. В противоположном случае дело идет, наоборот, о порождении бессознательной природы, которое является на свет без участия человеческого сознания, иногда даже наперекор ему, своенравно навязывает ему свои собственные форму и воздействие. При психологическом анализе из данной позиции различия в возникновении художественного произведения обусловлены критерием интеллектуального элемента, он должен учитываться, причем тот же самый автор может действовать как одним, так и другим способом при создании произведений.
С одной стороны, оба способа создания художественного произведения включают творческий импульс и полное погружение в него, но в их основе просматривается проблема ценностного самоопределения человека. С другой, можно предполагать, что в преднамеренном творчестве, где смыслы и ценности предварительно определены, не стоит ожидать новых понятий и форм, выходящих за пределы поставленной автором цели. И наоборот, в творчестве другого типа, бессознательного и без заранее определенного направления, характеризующегося непроизвольностью, в котором преобладают эмоции над интеллектом и затруднен самоконтроль, в таких произведениях основную роль играет не логика, а воображение и ценности автора раскрываются в культурных жестах, в символах, передающих основной смысл.
(По М. В. Михиной)
Решение:
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) Литература. Лев Николаевич Толстой написал роман-эпопею «Война и мир», в которой отразил содержание наполеоновской эпохи, взаимоотношения между представителями разных сословий, их ценности. Тем самым, отразил уровень развития быта и культуры общества того времени;
2) Живопись. Илья Ефимович Репин написал картину «Бурлаки на Волге», в которой отразил что, человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Кроме того, он отразил тяжёлую судьбу людей, живших в 16-19 веках, что показывает определённый склад взаимоотношений в обществе;
3) Музыка. Знаменитый российский певец Шаман выпустил песню «Я – русский», в которой отразил, что сегодня большую роль в обществе играет патриотизм, следовательно, отразил уровень развития отношений между людьми, которые выстраиваются на этой ценности.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Источник: NeoFamily