Задание №46576 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 3.7. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Раздел: Социальная сфера
19 линия
№46576
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите и проиллюстрируйте тремя примерами роль социальных санкций в обществе.
(Сначала указывайте роль, затем соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

   Социальные санкции – одно из ключевых понятий, которое отражает механизмы наказания и поощрения в обществе. Санкции играют важную роль в регулировании социальных отношений и способствуют поддержанию порядка и стабильности в обществе. Основная цель социальных санкций – установление и сохранение социальных норм и ценностей. Санкции могут применяться как в индивидуальных отношениях, так и на уровне всего общества. Они могут быть положительными (поощрения) и отрицательными (наказания).
   Социальные санкции могут применяться как формальные, определенными государственными или организационными структурами, так и неформальными, основанными на согласии и принятии норм обществом. Применение санкций может быть ограничено законодательством, а также регулироваться культурными и этическими принципами общества.
Важно отметить, что социальные санкции выполняют не только функции наказания и поощрения, но и обучения, помогая формированию социальных навыков и поведенческих паттернов. Они способствуют созданию и поддержанию устойчивой социальной структуры и способны влиять на многообразие социальных процессов в обществе. Способы применения и характеристики социальных санкций могут различаться в разных культурах и обществах. Важно учитывать контекст и особенности каждого конкретного случая для анализа и понимания значения и влияния социальных санкций.
   Социальные санкции представляют собой систему норм, правил и обычаев, которые регулируют поведение в обществе. Они могут быть выражены в виде похвалы, восхищения, поддержки, а также в форме негативных реакций, осуждения, наказания.
   Структура социальных санкций имеет несколько основных элементов. Во-первых, это нормы и правила: основа социальных санкций. Они определяют, какие действия признаются правильными и соответствующими общепринятым стандартам, а какие неправильными и неприемлемыми. Нормы и правила могут быть формализованы (записаны в законах, уставах, договорах) или неформализованы (нравственные установки, правила хорошего тона).
   Во-вторых, это сами санкции: следствия, которые наступают в случае нарушения норм и правил. Санкции могут быть позитивными или негативными в зависимости от реакции общества на поведение индивида. Позитивные санкции включают похвалу, благодарность, поддержку, возможность получить выгоды или льготы. Негативные санкции могут включать осуждение, критику, отчуждение, штрафы, увольнение, лишение свободы и т. д.
   В-третьих, это общественное мнение: оценка и отношение людей в обществе к определенному поведению. Общественное мнение играет важную роль в формировании и поддержании социальных санкций. Оно может влиять на принятие решений, формирование поведенческих норм и давать ориентир для действий.
   Взаимодействие между всеми элементами социальной санкции образует систему социальных санкций, которая способствует поддержанию социальной стабильности, согласованности и соблюдению общественного порядка.
   В целом, социальные санкции играют значимую роль в общественной жизни, обеспечивая социальный контроль и способствуя формированию устойчивых и согласованных норм и ценностей. Социальные санкции также способствуют социализации индивида. Они помогают человеку аккумулировать и принять общественные нормы и значение приписываемые этим нормам. Индивид, подвергающийся негативным санкциям за отклонение от норм, будет стремиться изменить свое поведение, чтобы соответствовать требованиям общества. Этот процесс социализации помогает установить социальную интеграцию, формирование коллективной идентичности и укрепление социальных связей.

(Р. В. Трофимов)

Решение:
1) Поддержание социального порядка. Сотрудник ДПС выписал штраф гражданину Иванову, который управлял автомобилем, не пристегнув ремень безопасности, а также провел с ним профилактическую беседу о необходимости соблюдения правил дорожного движения;
2) Профилактика правонарушений. Гражданин Иванов, находясь в состоянии алкогольного опьянения принял решение самостоятельно управлять своим автомобилем, но вспомнив о возможных санкциях, которые могут быть применены к нему в данной ситуации, отказался от совершения данного правонарушения;
3) Формирование моральных ценностей. Гражданин Петров был осужден за совершение кражи в крупном размере и отбывая наказание он осознал необходимость соблюдения законов и правильного отношения к окружающим людям.
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие роль социальных санкций в обществе.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

Источник: NeoFamily