- Банк заданий
- Обществознание
- Задание 34266
Задание №34266 ЕГЭ по Обществознанию
Автор пишет о том, что ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Как вы думаете, может ли быть прогресс в духовно-нравственной сфере? Используя обществоведческие знания, сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение).
Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса...
Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс понимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.
В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнёта стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т. п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
В. Кохановский
Решение:
1) Аргументы в подтверждение:
- Способствует развитию гуманизма в жизни общества.
- В обществе повышается духовный аспект.
- Нормы морали применяются все шире.
2) Аргументы в опровержение:
- В современном обществе в сфере морали наблюдается регресс.
- Понятие прогресса сложно применить в духовной сфере, так как происходит падение нравственных устоев общества.
- Понятие прогресса не может быть трактовано однозначно, так с одной стороны прогресс привёл к созданию атомной бомбы, с другой созданию атомной электростанции, поэтому нельзя сказать о том, что прогресс возможен в духовно нравственной сфере.
Может быть приведено другое корректное объяснение. Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании.
Источник: NeoFamily