Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Тезис, например:
В период правления Ивана III крестьянское сословие было более свободным, чем в царствование Алексея Михайловича;
2) Обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
— Во время правления Ивана III крестьяне имели относительную свободу передвижения и могли переходить от одного землевладельца к другому с ограничениями, установленными Судебником 1497 года в виде Юрьева дня. Этот день ограничивал их свободу перехода, но не полностью лишал их этой возможности. Однако, во время правления Алексея Михайловича, крестьянский переход был запрещен, и крестьяне были привязаны к своим землевладельцам и земле, что ограничивало их свободу передвижения и выбора;
— В период правления Ивана III не существовало системы поиска и преследования беглых крестьян. Крестьяне, которые покидали своего землевладельца, не подвергались поиску и наказанию, и их переход был безусловным. Однако, во время правления Алексея Михайловича, была введена система поиска беглых крестьян, и сыск крестьян, которые уходили от своих землевладельцев, который осуществлялся безоговорочно. Это означало, что беглые крестьяне могли быть задержаны и возвращены обратно к своим хозяевам, лишившись свободы и возможности выбора.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов) – 3 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов) ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа – 2 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа: «различие в том, что сравниваемые объекты разные») / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов; ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис – 1 балл
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Источник: NeoFamily