- Умный справочник
- История
- Советская культурная революция
Советская культурная революция
Россия после октября 1917 года подверглась не только изменениям социально-эконосмического характера, но и культурного. Гражданская война расколола все слои общества, требовала осмысления, а победа большевиков дала начало новой — совесткой культуре.
Культурная революция — серия мероприятий в Советской России и СССР в первые десятилетия правления большевиков, направленная на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Конечной целью революции было формирование нового типа культуры, который бы соответствовал социалистическому обществу.
Главную роль в этой «революции» сыграл Наркомат просвещения, который возглавил А. В. Луначарский. В его же обязанности входила охрана ценностей культуры и истории. К примеру, Третьяковскую галерею и Зимний Дворец, которые были объявлены музеями.
Просвещение
Одним из первых вопросов, решением которого занялись большевики, придя к власти, стал вопрос о реформировании системы образования. Согласно новым требованиям СНК:
- Устанавливалась новая двухступенчатая система образования: 4 класса начальной школы и 5 классов средней школы. В них обучались с 8 до 17 лет.
- Обучение в начальной и средней школах становилось бесплатным.
- В школах отменялось преподавание Закона божьего.
- в 1918 году была утверждена новая орфография.
Изменения коснулись и высшего образования, в 1918 году для этого была специальная академия. Плата за обучение, как и в школах, отменялась, для тех, у кого были проблемы с доходом, вводились стипендии. Теперь поступать в университеты и техникумы можно было без экзаменов и документов о среднем образовании.
Важным элементом Советской России и ленинского СССР была прослойка «лишенцев», то есть классовых врагов — тех, кто до революции практиковал эксплуатацию и работал на царский режим — священники, офицеры, кулаки, буржуазия. Их лишали не только избирательных, но и некоторых гражданских прав, среди них — на образование.
Согласно новым правилам поступления в высшие учебные заведения, рабочие и крестьяне обладали приоритетом при поступлении над «лишенцами».
Так как абсолютное большинство поступающих в университеты рабочих и крестьян не обладали достаточным уровнем образования, для их подготовки в 1919 году были созданы рабфаки.
Рабочий факультет (Рабфак) — советское учреждение, которое осуществляло дополнительную подготовку при поступлении в высшее образовательное учреждение.
Важнейшим решением большевиков в сфере образования в те годы стало массовое обучение населения грамоте. С 1919 года, после издания декрета СНК «О ликвидации неграмотности среди населения России», все граждане от 8 до 50 лет должны были быть обучены письму и чтению на родном или русском языке. Тех, кто уклонялся от обучения, могли привлечь к ответственности.
В рамках этой программы, даже в отдалённых деревнях и сёлах создавались специальные кружки и пункты по ликвидации безграмотности (ликбезы).
Ликвидация безграмотности (ликбез) — массовое обучение неграмотных взрослых людей чтению и письму в Советской России и СССР, которое началось с 1919 года и проводилось под контролем специальной комиссии во главе с Луначарским.
Наука
Экономические и политические ужасы Гражданской войны привели русскую науку в бедственное положение: многие, не поддержавшие позицию РСДРП(б), покинули страну или были репрессированы, некоторые учёные погибли от голода и болезней. Для материальной поддержки учёных при СНК была даже создана специальная комиссия — ЦЕКАБУ (Центральная Комиссия по Улучшению Быта Учёных). Её помощью, к примеру, пользовался И. Павлов.
Из тех учёных, кто выступил на стороне большевиков, можно выделить Мичурина, Тимирязева, Вернадского, Циолковского и Жуковского. Они заложат основу для дальнейшего расцвета советской науки.
Удивительно, но даже в наиболее тяжёлые времена войны, большевики не оставляли попыток развивать систему образования — в 1917-1920 годы было открыто несколько новых институтов, среди которых были и физико-технический во главе с А. Ф. Иоффе и Центральный аэродинамический (ЦАГИ) во главе с Жуковским.
Литература
Такие крупные процессы, как революции и Гражданская война, не могли не оказать влияния на все виды искусства. Одними из первых деятелей культуры, открыто поддержавших большевиков, были поэты авангардных направлений — прежде всего, футуристы.
Одной из самых заметных рекацией на события 1917 года стала пьеса В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф» (ироничное изображение библейского сюжета о Ноевом Ковчеге в реалиях современной России), которая вызвала настоящий фурор. Правда, позже Маяковскому пришлось её переписать.
Окончил мистерию. Читал. Говорят много. Поставил Мейерхольд с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. Андреева чего-чего не делала. Чтоб мешать. Три раза поставили — потом расколотили.
— В. В. Маяковский, из автобиографии «Я сам».
Октябрьскую революцию тепло встретили такие крупные писатели, как С. Есенин (стихотворения «Русь советская» и «Ленин») и А. Блок (стихотворения «Двенадцать» и «И мы подымем их на вилы…»). Во времена Гражданской войны даже создавались новые литературные объединения, к примеру, «Скиф», в который вошли Есенин и Клюев.
Сами большевики ещё с 1917 года начали брать шество над культурными тенденциями — был создан Пролеткульт, который занимался созданием и распространением специальной, новой культуры, что должна была заменить все предшествующие ей достижения прошлого. За три года в Пролеткульт вступило более 400 тыс. человек.
Пролеткульт — массовая культурно-просветительская организация при Народном комиссариате просвещения, созданная с целью продвижения культурных достижений пролетариата. Действовала в 1917-1932 годах.
Изобразительное искусство
Среди достижений художественной культуры времён революции выделяются работы Кустодиева, Юона и Петрова-Водкина.
Важную социально-политическую роль в советском искусстве и пропаганде сыграли плакаты, которые с 1918-1920-х годов стали невероятно популярны. Они отражали обстановку в стране, критиковали противников советской власти и высмеивали проблемы общества. Главными творцами в этом жанре в ранние годы советской власти были авторы серии плакатов «Окна сатиры РОСТА» или же просто «Окна РОСТА» — В. Маяковский, К. Малевич, Д. Моор и другие.
Окна РОСТА — серия агитационных плакатов, созданных в 1919-1921 годах художниками и поэтами — членами Российского Телеграфного агенства.
Одни из самых известных советских плакатов Д. Моор создал самостоятельно, вне «Окон».
Белая эмиграция
Гражданская война стала причиной покинуть Россию для многих людей — к 1922 году количество русских эмигрантов составляло около 2 млн. человек. Среди них было и множество представителей интеллигенции, резко негативно отреагировавших на приход большевиков к власти. К примеру:
- Поэты И. Бунин, К. Бальмонт и Д. Мережковский.
- Музыканты С. Рахманинов и Ф. Шаляпин.
- Художники В. Кандинский и М. Шагал.
- Изобретатели И. Сикорский и В. Зворыкин.
Некоторые деятели культуры и вовсе стали жертвами Гражданской войны — поэт Н. С. Гумилёв в 1921 году был расстрелян по обвинению в заговоре.
Оказавшись в Берлине, Париже, Софии, Стамбуле и многих других городах, представители интеллигенции стали осмыслять произошедшее. На этом фоне возникло необычное для того времени течение «сменовеховство».
Оно взяло своё название от сборника «Смена Вех» 1921 года, выпущенного в Праге философами Устряловым, Ключниковым и Бобрищев-Пушкиным. Сменовеховцы призвали к примирению с большевиками, так как их победа демонстрирует поддержку со стороны населения.
С началом НЭП'а многие сменовеховцы вернулись из эмиграции на Родину. В 1930-х многие из них будут репрессированы.
Большевики и церковь
Взаимоотношения между партией и церковью с самого начала были напряжёнными — уже в 1917 году по указу СНК школа была отделена от церкви, а Россия была провозглашена светским государством.
Это заявление, тем не менее, окончило синодальный период в истории русской церкви — для определения положения религии большевиками был созван Всероссийский поместный собор из представителей духовенства и простых верующих. На этом соборе было принято решение о возвращении патриаршества в России.
На соборе 1918 года новым патриархом был избран московский митрополит Тихон.
Советская идеология носила явный антирелигиозный характер, однако во времена Гражданской войны, крупных репрессий против представителей церкви не проводилось (исключение составляли те, кто поддеживал Белое движение).
Жёсткое давление на священников начнётся уже в 1920-х годах, о чём мы писали вот тут.