- Русский язык
- Реальные задания ЕГЭ-2025
- Реальный вариант ЕГЭ-2025 №1
Реальный вариант ЕГЭ-2025 №1
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Зададимся теперь вопросом: нужна ли и нам риторика? Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их – сегодня и в будущем?
Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, когда жили и мыслили античные софисты, отцы теории красноречия, образованные люди проводили время в беседах. И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% рабочего времени. Это означает, что каждый из нас на протяжении <...> жизни успевает «наговорить» около 400 томов объёмом по тысяче страниц. Таким образом, Homo sapiens, человек разумный, был и остаётся Homo eloquens, человеком говорящим.
Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной речевой (риторической) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%, так как примерно половина информации теряется при передаче. Причины потерь – и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но никак не слушать. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
(По А. К. Михальской)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ДОСТОВЕРНЫЙ (ДОСТОВЕРНО). Соответствующий действительности; точный, подлинный. Достоверные факты, сведения. Достоверные события. Достоверно передать.
2) ОТЕЦ. Мужчина по отношению к своим детям. Родной отец. Названый отец. Стать отцом. Неродной отец (отчим). Отец семейства (мужчина, имеющий семью, детей; глава семьи).
3) ПРОВОДИТЬ. кого, что. Проследить взглядом за уходящим, уезжающим и т. п. Проводить глазами поезд, самолёт, теплоход. Проводить взором стаю журавлей. Проводить взглядом знакомую фигурку.
4) ПЕРЕДАЧА. Та или иная программа, транслируемая по радио, телевидению. Музыкальная передача. Программа передач. Смотреть передачи студии телевидения. Постоянный ведущий передачи.
5) СУХОЙ. Относящийся к области рассудка, не затрагивающий чувства; слишком рационалистический. Математика – предмет сухой. Зубрёжка – сухое занятие.
Зададимся теперь вопросом: нужна ли и нам риторика? Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их – сегодня и в будущем?
Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, когда жили и мыслили античные софисты, отцы теории красноречия, образованные люди проводили время в беседах. И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% рабочего времени. Это означает, что каждый из нас на протяжении <...> жизни успевает «наговорить» около 400 томов объёмом по тысяче страниц. Таким образом, Homo sapiens, человек разумный, был и остаётся Homo eloquens, человеком говорящим.
Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной речевой (риторической) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%, так как примерно половина информации теряется при передаче. Причины потерь – и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но никак не слушать. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
(По А. К. Михальской)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст содержит слова определённой тематической группы (риторика, общение, информации и др.), отглагольные существительные (умение, исследования, подготовки и др.).
2) В тексте использована вопросно-ответная форма изложения.
3) Текст написан в официально-деловом стиле; цели автора – рассказать о правилах речевого поведения и убедить читателей придерживаться их.
4) Логичное и последовательное изложение материала достигается за счёт использования вводных конструкций и сложных предложений с разными видами связи между частями.
5) С помощью эпитетов («риторические знания», «образованные люди», «современный человек») автор даёт характеристику участникам речевой ситуации.
Зададимся теперь вопросом: нужна ли и нам риторика? Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их – сегодня и в будущем?
Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, когда жили и мыслили античные софисты, отцы теории красноречия, образованные люди проводили время в беседах. И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% рабочего времени. Это означает, что каждый из нас на протяжении <...> жизни успевает «наговорить» около 400 томов объёмом по тысяче страниц. Таким образом, Homo sapiens, человек разумный, был и остаётся Homo eloquens, человеком говорящим.
Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной речевой (риторической) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%, так как примерно половина информации теряется при передаче. Причины потерь – и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но никак не слушать. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
(По А. К. Михальской)
Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) клеИть
2) углублЁнный
3) принЯтый
4) озлОбить
5) сорИт
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Прошло три месяца, и новые жильцы перестали ВОЗБУЖДАТЬ любопытство, к ним привыкли и даже выказывали некоторое уважение.
В памяти всплывали ОБРЫВКИ воспоминаний, в которых я вместе со всадниками скачу по бескрайней степи.
Комната постепенно заполнялась людьми, и я поразилась, сколько желающих приобщиться к искусству набралось в обычный БУДНИЙ вечер.
Учёными-медиками доказано, что закаливание воздушными ВАННАМИ повышает иммунитет и тренирует механизмы теплоотдачи, кровообращения, кожного дыхания.
Стайные птицы используют более разнообразные ЗВУЧНЫЕ и зрительные сигналы, чем птицы, ведущие одиночный образ жизни.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Первый русский царь из династии рода Романовых дал согласие на правление, когда находился в костромском Ипатьевском монастыре.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
семейные ДОКТОРА
благодаря ИМ
много ОЖЕРЕЛИЙ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
пожалуйста, ЛОЖИТЕ на место
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
Предложения
1) Мир животных, изучаемый не только зоологией, но и другими науками, отличается огромным разнообразием.
2) Его любили не столько за возвышенный ум, так и за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.
4) Токарь выточил деталь согласно нарисованного чертежа.
5) Употребляя вводные слова, речь становится более эмоциональной.
6) После того как актёр успешно участвует в конкурсном отборе, он получил роль в новом спектакле.
7) В. М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.
8) Вопреки прогнозу погода установилась ясная.
9) В романе А. С. Пушкина «Евгении Онегине» неизменное внимание читателя привлекают лирические отступления.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разб..гатеть, (молодая) пор..сль (кустов), провозгл..шать
2) раск..чаться, пром..кающий, предл..жение
3) зап..вать (водой), усм..рённый, поч..тать (старших)
4) б..ллетень, параш..т, (члены) ж..ри
5) выт..реть (стол), выв..ска (на двери), ош..ломлённый
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..брать, и..желта-красный, бе..вкусный
2) без..сходный, под..грывать, пред..юльский
3) пр..дание (старины), пр..вращение, пр..бытие (в город)
4) нед..верчивый, п..дорожник, не..глядная (даль)
5) непре..сказуемый, о..дохнувший, на..писать (конверт)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ливн..вый, овлад..вать
2) недоум..вая, вермишел..вый
3) застенч..вый, застр..вать
4) (говяжья) туш..нка, напряж..нный
5) раздва..ваться, дымч..тый
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) расходу..мый, кол..шь (дрова)
2) (друзья) выкро..т (время), ве..щий (ветерок)
3) трат..щий (накопления), (шефы) постро..т (школу)
4) (учителя) цен..т, сия..щий (от радости)
5) (экскаваторы) ро..т, сме..щий (возражать)
Укажите все варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Мы ещё (НЕ)РАЗ будем возвращаться к этому вопросу.
2) Я же (НИ)КОГО не хочу ни обидеть, ни оскорбить.
3) Мир, где все говорят на одном языке, представился ему похожим на огромный дом, (НЕ)РАЗДЕЛЕННЫЙ на квартиры и комнаты.
4) Поначалу Женя корил себя за (НЕ)РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, думал, что Сергей Аркадьевич этого бы не одобрил.
5) Говоря «бром», «железо», врачи имеют в виду (НЕ)ПРОСТЫЕ вещества, а соединения этих элементов.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.
2) Соседская кошка запрыгнула на забор, и в ТОТ(ЖЕ) миг стая голубей бросилась (В)РАССЫПНУЮ.
3) Официант поставил на стол приборы, (ЗА)ТЕМ принёс (ПОЛ)ЛИМОНА на блюдце и чайник с ароматным чаем.
4) Признаюсь: сколько я ни старался различить (В)ДАЛЕКЕ что-нибудь (НА)ПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.
5) В наши дни (ПО)ЭТОМУ адресу находится высотное здание, (В)НИЗУ которого располагается уютный итальянский ресторан.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Томлё(1)ое в крестьянской печке, розовое, румя(2)ое, душистое молоко не удастся получить ни в стекля(3)ой, ни в обливной кринке - только в скопинской «синюхе» двухлитровом широкогорлом глиня(4)ом горшке простого обжига.
