- Банк заданий
- Русский язык
- Задание 72017
Задание №72017 ЕГЭ по Русскому языку
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
«Настоящая доброта... В чем она проявляется?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(1)Двенадцатого мая начинаются у нас переходные письменные экзамены во второй класс. (2)Первый экзамен — арифметика.
(3)Классная дама буйствует, словно вконец взбесившаяся собачонка. (4)Нас рассаживают так, чтобы никто не мог ни списать, ни подсказать, ни помочь подруге. (5)Скамьи установлены в актовом зале, и на них сидят девочки из обоих отделений — первого и второго, — вперемешку между собой. (6)Справа от меня сидит «не-княжна» Гагарина, она же Ляля-лошадь, слева — Зоя Шабанова. (7)Ляля-лошадь, обычно жизнерадостно ржущая деваха, сегодня мрачна, как зимние сумерки. (8)Она смотрит на меня взглядом утопающей и мрачно говорит:
— Ни в зуб ногой!..
(9)Это, очевидно, точное определение ее знаний.
(10)Зоя Шабанова шепчет мне:
— Сашенька, поможешь?
— (11)Конечно, помогу!
— (12)И мне? — спрашивает с надеждой Ляля-лошадь.
— (13)Помогу! — обещаю я уверенно.
(14)Но это оказывается, ой, как трудно! (15)Экзамен по арифметике, и Федор Никитич дает экзаменационные задачи и примеры так, что каждый вертикальный ряд девочек решает не то, что соседний. (16)То же самое, что решаю я, решает та девочка, которая сидит впереди меня, и та, которая сидит позади. (17)А соседки мои по горизонтальному ряду — справа и слева — решают другую задачу и другие примеры. (18)Как им помочь?
(19) Каждой из нас дано два листка бумаги — пронумерованных! — для черновика и беловика. (20)Я делаю вид, что мне трудно, что у меня что-то не ладится: насупливаю брови, сосредоточенно смотрю в сторону. (21)Я уже решила задачу в черновике, но нарочно не тороплюсь переписывать ее набело: ведь чуть только классная увидит, что я кончила, надо будет подать листок с решением — и уходить. (22)А у моих соседок дело, видимо, идет плохо. (23)Перед ними лежат чистенькие оба листка: и черновой, и беловой. (24)Надо их выручать.
(25)Зоя Шабанова смотрит на меня умоляюще, Ляля-лошадь явно собирается заплакать. (26)Улучив минуту, когда и наша классная (по прозвищу «Дрыгалка»), и классная дама первого отделения (по прозвищу «Мопся») находятся на другом конце, я быстро схватываю чистенький, без единой цифирьки, с одним только заданием черновой листок Зои Шабановой и подсовываю ей свой беловой листок, тоже еще чистый. (27)Зоя делает вид, что углубляется в работу, а я быстро решаю ее задачу и примеры — и снова меняюсь с ней листками. (28)Вся эта операция проходит, как по ниточке! (29)Никто ничего не заметил! (30)Зоя спокойно переписывает то, что я ей решила. (31)Я повторяю с Лялей-лошадью то же, что с Зоей Шабановой. (32)Ляля-лошадь перестает рыдать и прилежно списывает набело то, что я ей подсунула.
(33)Тогда я переписываю свое и подаю на столик экзаменаторов.
(34)Федор Никитич быстро просматривает мой листок, смотрит на итог задачи и примеров и одобрительно говорит:
— Молодец, Яновская! (35)Все правильно. (36)И почерк какой стал славный…
(37)И я ухожу из зала довольная: я решила задачи для Зои Шабановой и Ляли-лошади!
(38)Наши выдержали — все до единой! (39)Есть срезавшиеся из числа учениц первого отделения. (40)Всего удивительнее — срезалась Ляля-лошадь! (41)Она не решила задачи — вернее, ее мозгов не хватило даже на то, чтобы хоть списать то, что решила для нее я. (42)Зоя Шабанова — та выдержала экзамен и очень довольна. (43)А Ляля-лошадь ревет коровой и — самое великолепное! — обвиняет в своей неудаче меня.
— (44)Она… у-у-у! (45)Она… гы-ы-ы! нарочно… (46)Она мне неверно решила, чтоб я срезалась…
(47)То, что я выручала ее, рискуя — в лучшем случае! — отметкой по поведению, а может быть, даже исключением из института (ведь со мной бы церемониться не стали: исключили бы — и все), — Ляля этого не понимает, не хочет понимать. (48)А ведь я уверена, что, если бы мне пришлось плохо и она, Ляля-лошадь, могла спасти меня, она бы для этого пальцем о палец не ударила! (49)К счастью, другие девочки из ее же — первого — отделения стараются вправить ей мозги!
— (50)Ведь она тебе помогла! — говорят они Ляле.
— (51)Да-а-а… (52)Как же! (53)Помогла она мне! — продолжает всхлипывать Ляля-лошадь. — (54) Нарочно… нарочно мне неверно написала… чтоб я срезала-а-ась… (55)У-у-у, какая!
(56)В эту минуту Ляля лезет в карман за носовым платком и вместе с ним вытаскивает какой-то листок бумаги. (57)Варя выхватывает у нее из рук этот листок.
— (58)Вот оно! (59)Вот решение, которое тебе написала Шура! — торжествует Варя. — (60)Ну вот, смотрите, все смотрите, верно Шура ей решила ил нет?
(61)Все разглядывают листок и удостоверяются в том, что Ляля-лошадь обвинила меня облыжно: на листке моей рукой написано совершенно правильное решение задачи и примеров.
(По А. Бруштейн*)
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968) — русская советская писательница, драматург и автор воспоминаний.