banner

Задание №51186 ЕГЭ по Русскому языку

Тема : Функционально-смысловые типы речи
Раздел: Работа с текстом
24 линия
№51186
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 16-20 содержат ответ на вопрос, заданный в предложении 15.
2) Предложения 19-20 содержат пояснение мысли, представленной в предложении 18. 
3) В предложениях 23-26 представлено описание. 
4) Предложение 30 противопоставлено по смыслу предложениям 27-29.
5) Предложение 36 указывает условие совершения действия, упомянутого в предложении 37.

(1)Совершенно поразительный и малоизвестный факт: однажды во время Великой Отечественной войны на службу в Красную Армию были призваны инвалиды I группы – абсолютно слепые люди. (2)Многие из них были музыкантами. (3)Служили они не в полковых оркестрах, как вы могли бы сразу предположить. (4)Они не участвовали в музыкальных радиотрансляциях, поднимающих боевой дух советских воинов. (5)Они не ездили по фронтам с концертами. (6)И даже не выступали в знаменитом ансамбле красноармейской песни и пляски Александрова. (7)Незрячие музыканты успешно сражались с самолётами люфтваффе!

(8)Это же невозможно! (9)А вот давайте представим следующую картину: январь 1942 года, блокадный Ленинград, замёрзший и обесточенный город, жуткие морозы и страшный голод, на улицах очереди за хлебом и водой, окна домов занавешены для светомаскировки, а их стёкла заклеены крест-накрест бумажными полосками, чтобы при взрыве бомб и снарядов разлетевшиеся стеклянные осколки не ранили людей. (10)У странной установки с гигантскими раструбами, похожими на граммофонные трубы, сидит слепой человек. (11)И днём и ночью. (12)Много часов в сутки. (13)В суровую зимнюю погоду. (14)При сильном студёном ветре, который не утихает ни на секунду. (15)Что делает инвалид у этого устройства?

(16)Незрячий музыкант слушает небо. (17)Это огромная ответственность и большое напряжение. (18)От его тонкого слуха зависят жизни многих ленинградцев. (19)Пропустит нужный звук или уснёт на посту, и тогда могут погибнуть сотни людей. (20)А вот если он загодя услышит звук приближающихся немецких бомбардировщиков, то у наших зенитчиков будет больше времени на отражение воздушной атаки.

(21)Таких слепых «слухачей» в блокадном Ленинграде было 12 человек. (22)Их отобрали из трёхсот незрячих людей, отказавшихся уехать в эвакуацию и оставшихся в городе. (23)Три сотни инвалидов по зрению не сидели сложа руки. (24)Они трудились наравне со всеми осаждёнными – работали на заводах, плели маскировочные сети, шили тапочки для раненых. (25)В госпиталях выступали слепые музыканты и певцы. (26)Большинство из них вошли в состав фронтовых концертных бригад, выступавших на боевых позициях. (27)Когда был объявлен набор в войска воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), практически все они подали заявления о приёме. (28)Однако сразу же пришлось отсеять женщин, поскольку дежурства «слухачей» проходили в тяжелейших условиях, прежде всего климатических. (29)Потом исключили по состоянию здоровья многих мужчин, потому как продержаться всю ночь на сильном морозе не каждому молодому-здоровому по плечу.

(30)В итоге из всех добровольцев была отобрана небольшая группа людей с идеальным слухом и отправлена на курсы по подготовке специалистов в области звукоулавливания. (31)После обучения 12 человек были зачислены в действующую армию.

(32)В декабре 1941 года слепые воины вышли на боевое дежурство. (33)Каждый из них работал вместе со зрячими красноармейцами у звукоулавливателя ЗТ-2. (34)Эту громоздкую конструкцию наши солдаты прозвали «Слушай небо». (35)Расчёты ЗТ-2 поворачивали раструбы установки в разные стороны, и «слухачи» слушали небо в поиске возможной опасности.

(36)Незрячие защитники Ленинграда, обладавшие обострённым слухом, в первые же дни своей службы добились отменных успехов. (37)Они запросто отличали советские самолёты от немецких, а также называли их типы и марки. (38)Они оказались способными не только обнаруживать вражеские воздушные цели на значительном расстоянии, но и определять какие именно бомбардировщики приближаются – «Хейнкели» или «Юнкерсы». (39)А пункт управления рассчитывал высоту полёта и расстояние. (40)Всё это давало возможность силам противовоздушной обороны своевременно подготовиться к отражению налёта: вовремя поднять в воздух истребительную авиацию или открыть плотный заградительный огонь зениток. 

(41)В начале 1942 года на Ленинградском фронте появились новые модифицированные звукоулавливающие установки ЗТ-5, спаренные с прожектором и установленные на грузовиках ЗИС-5. (42)Благодаря им бойцы воздушного наблюдения могли не только засечь самолёты противника ещё на подходе к линии фронта, но и ярко осветить их мощными прожекторами. (43)После этого вражеские бомбардировщики превращались в уязвимые цели для зенитной артиллерии и, наткнувшись на плотный заградительный огонь, часто возвращались обратно, неся потери и так и не сбросив свой смертельный груз на Ленинград.

(44)Каждый месяц благодаря службе этих специалистов отражались десятки, а то и сотни налётов. (45)Тысячи ленинградцев уцелели именно потому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу.

(Э. Щербина)
Эдуард Щербина (родился в 1967 г.) — российский журналист.

Решение:
1) Предложения 16—20 содержат ответ на вопрос, заданный в предложении 15. Верно. 
2) Предложения 19—20 содержат пояснение мысли, представленной в предложении 18. Верно.
3) В предложениях 23—26 представлено описание. Неверно, представлено изобразительное повествование: акцент делается на сменяющиеся образы, которые «показывают» события.
4) Предложение 30 противопоставлено по смыслу предложениям 27—29. Неверно, предложение 30 содержит подведение итогов.
5) Предложение 36 указывает условие совершения действия, упомянутого в предложении 37. Неверно. Предложение 37 поясняет утверждение, представленное в предложении 36.

Ответ: 12

Источник: NeoFamily