banner
  1. Банк заданий
  2. Русский язык
  3. Задание 50770

Задание №50770 ЕГЭ по Русскому языку

Тема : Написание сочинения
Раздел: Сочинение
27 линия
№50770
Не выполнено

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста 

"Как память может воспитать человека нравственно?"

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.

Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Письмо сороковое

О ПАМЯТИ

(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

(6)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. (7)В объяснении этих перелётов недостаточно изучать только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы. (8)Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же. 

(9)А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. 

(10)При этом память вовсе не механична. (11)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (12)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

(13)Память противостоит уничтожающей силе времени. (14)Это свойство памяти чрезвычайно важно. 

(15)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (16)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

(17)Память – преодоление времени, преодоление смерти. 

(18)В этом величайшее нравственное значение памяти. (19)«Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

(20)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (21)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто. 

(22)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (23)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (24)Без памяти нет совести. 

(25)Поэтому так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

(26)Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

(27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами. 

(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. (30)Она воспитывает эстетически. (31)Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. (32)Культура человечества – это активная память человечества, активно же введённая в современность.

(33)Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (34)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (35)Память – наше богатство

(По Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.) – академик РАН, советский и российский филолог, искусствовед, сценарист; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры.