banner

Задание №54234 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 1.16. Искусство
Раздел: Человек в обществе. Духовная культура
20 линия
№54234
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Автор говорит о том, что «стандартизация, тесно связанная с массовостью, представляет собой универсальный социальный процесс». Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите три объяснения авторской мысли.

(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространенное предложение).

   Представим себе заведомо низкопробное произведение искусства, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «потребляемое» в рамках небольшой группы. Отнесем ли мы его к массовой культуре? Отрицательный ответ очевиден. С другой стороны, шедевры мировой культуры могут одновременно или последовательно принадлежать обоим измерениям: массовому и вне-массовому. Произведения Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере массовой культуры. Однако будучи записаны на грампластинку, магнитофонную ленту или же используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, они, несомненно, уже принадлежат массовой культуре. При этом, что особенно важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гениальному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к «профанированной» Моне Лизе на упаковке туалетного мыла и к другим подобным фактам.
   Распространенный мотив критики массовой культуры — стандартизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая критика всегда явно или неявно исходит либо из идеализации традиционной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения культурных ценностей прошлого только к высшим, уникальным классическим образцам (при этом забывают о том, что «средние» и «нижние» этажи зачастую просто канули в Лету). Уместно заметить, что заниматься этим значит уподобляться человеку, который стал бы сравнивать, к примеру, современный типовой жилой дом, построенный массовым индустриальным методом, с каким-нибудь флорентийским палаццо XV века и энергично доказывать очевидные эстетические дефекты первого в сравнении со вторым, подразумевая, что хижин во Флоренции того времени просто не существовало.
   Тиражирование отнюдь не обязательно является «опошлением» высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). Согласно исследованиям искусствоведов в современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры нередко ведет к глубокому проникновению в уникальную сущность оригиналов.
   Стандартизация, тесно связанная с массовостью, представляет собой универсальный социальный процесс, и задача состоит отнюдь не в том, чтобы «разоблачать» стандартизацию как таковую. Необходимо, безусловно, всемерно поддерживать и культивировать ценность уникального и неповторимого, особенно в художественном творчестве (без чего оно просто не существует), но при этом важно помнить, что оно может (а иногда должно) стать стандартом, хотя и не обязательно вечным и повсеместным.

(А. Гофман)

Решение:
Процесс стандартизации является универсальным, поскольку затрагивает различные сферы общественной жизни:
1) В области производственных технологий стандартизация проявилась в выработке международных стандартов для разного рода деталей и механизмов, что упростило их изготовление и замену.
2) В области строительства жилья стандартизация проявилась в появлении типовых многоквартирных домов, что стало решением жилищной проблемы.
3) В области образования плодом стандартизации стало появление всеобщего школьного образования.
Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Котова, Лискова)