banner

Задание №51368 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 1.16. Искусство
Раздел: Человек в обществе. Духовная культура
20 линия
№51368
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Автор утверждает: «...искусство обладает привилегией образной реализации интуиции, то есть такого способа целостного освоения мироустройства, который не подвластен ни науке, познающей мир с помощью логики, ни эмпирической практике, оперирующей здравым смыслом». Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в подтверждении данной позиции.

(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение).

   Искусство, как сфера духовно-практической деятельности, в пределах которой создается художественный образ, способный выявлять, открывать истины миру, целостно моделировать их эстетически, по законам красоты, не могло не попасть в поле зрения социальной философии. Ведь искусство обладает привилегией образной реализации интуиции, то есть такого способа целостного освоения мироустройства, который не подвластен ни науке, познающей мир с помощью логики, ни эмпирической практике, оперирующей здравым смыслом.
   В отличие от неэстетических обобщений, дающих представление лишь о разрозненных составляющих нашей жизни, искусство через художественные образы выстраивает интегративную эстетическую модель мира. Это качество искусства, нацеливающее на развитие опыта самостоятельного, оригинального, личностного мышления, вкуса, оценок, то есть на пестование неповторимой личности, способной по органической потребности души воспринимать бытие целостно и так же целостно на него реагировать, безусловно, актуально для эпохи глобализации с ее «экзистенциальным вакуумом» и состоянием «одиночества в Сети». В этой связи попытка анализа свойственных искусству способов актуализации духовных и практических сил человеческой субъективности, представляется важным теоретическим заданием.
   Художественный образ действительно возникает из потребности отображения конкретного отношения субъекта и объекта. И, собственно, художественный способ освоения действительности воспроизводит мир в его связях с человеком, что доступно только конкретному образу, объективируеющему общее как единичное. И поэтому образность является определяющим признаком специфики искусства. Однако, при таком подходе всегда необходимо учитывать, что каждый вид искусства пользуется особым материалом и соответствующим ему языком. Необходимо избегать упрощенного понимания художественного образа как конкретной и предметной формы, которая якобы и является носителем специфики искусства. Ведь в сложно структурированном разнообразии видов искусств работают не только с конкретностью и наглядностью (живопись, скульптура, графика, художественная фотография), но и с неизобразительными способами построения образных знаков (музыка, архитектура, прикладные и декоративные искусства, художественное конструирование, хореография), художественный смысл которых заключается в воплощении общих для больших человеческих масс идей, настроений, душевных состояний. Поскольку произведения архитектуры, прикладного и промышленного искусства соединяют в себе художественные и утилитарные начала, поэтому они создаются ремесленным и промышленным производством для многих людей, произведения эти и должны нести не индивидуально-специфический, а стабильно всеобщий духовный смысл.
   То есть, признавая, что эстетическая идея находит свое выражение через художественный образ, мы будем понимать, что ему присуща типологическая множественность, которая обусловлена различием разных видов искусств в отображении и выражении явлений действительности, которая, в свою очередь, сказывается на специфике их образов.

(По В. В. Здоровенко)

Решение:
1) Индивид познаёт мир через искусство, считывая символы, образы, тем самым познаёт скрытый смысл, который автор хотел донести до слушателя. Ни одна другая форма духовной культуры не способна передавать культурный опыт, транслировать ценности и прививать чувство прекрасно так, как это делает искусство, поскольку благодаря наглядности и образности человек способен прочувствовать через художественные образы, что хотел сказать автор. Таким образом, это особая система освоения мироустройства.
2) Искусство способно вызвать эмоции у индивида, что может помочь человеку задуматься об общественно-значимой проблеме, о внутренних переживаниях и сделать для себя вывод. Таким образом, это особая система освоения мироустройства.
3) Виды искусства позволяют человеку перенять опыт через художественные образы.
Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).

Источник: NeoFamily