Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Тезис, например:
В эпоху первых пятилеток промышленное развитие происходило с быстрыми темпами, что требовало максимального напряжения трудовых ресурсов, в то время как в период "оттепели" темпы промышленного развития были умеренными, а средства их достижения не такими резкими;
2) Обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
— В годы первых пятилеток широко использовался труд заключенных ГУЛАГа, что обеспечивало дополнительные рабочие ресурсы и позволяло достичь высоких темпов промышленного развития. Это было связано с тяжелыми условиями и высокими требованиями производства во время индустриализации. Однако, в период "оттепели" подобная практика была прекращена, что привело к снижению напряженности и упрощению средств достижения промышленного роста;
— В годы первых пятилеток было создано около 6 тысяч предприятий, преимущественно в тяжелой, оборонной промышленности и энергетике. Строительство и финансирование предприятий легкой промышленности осуществлялось по остаточному принципу. В период "оттепели" появилась новая направленность развития промышленности, включающая строительство предприятий, производящих товары массового потребления, легковые автомобили и другие товары бытового назначения. Большую роль начало играть также жилищное строительство, что отражало изменение приоритетов в экономической политике.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов) – 3 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов) ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа – 2 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа: «различие в том, что сравниваемые объекты разные») / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов; ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис – 1 балл
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Источник: NeoFamily