Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Тезис, например:
Александр II проводил либеральную политику, эпоха его правления именуется «эпохой великих реформ», в то время как Александр III придерживался консервативной политики, взяв курс на отказ от реформаторской политики отца;
2) Обоснования, например (для приведённого выше тезиса):
— Александр II провел судебную реформу, в рамках которой провозглашались основные принципы судопроизводства: бессословность, гласность, состязательность, несменяемость судей, был создан институт присяжных заседателей, адвокатуры и судебных следователей. Александр III в рамках судебной контрреформы ограничил публичность и гласность судебных заседаний, ликвидировал мировые суды, сузил сферы рассмотрения дел суда присяжных;
— Александр II провел реформу образования, в рамках которой образование стало доступно для всех сословий, была ликвидирована государственно-церковная монополия на образование, был принят университетский устав, расширявший автономию университетов. В период правления Александра III был издан циркуляр Делянова «о кухаркиных детях», была закрыта большая часть женских курсов, а также был утвержден новый университетский устав, ликвидировавший автономию университетов.
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).
Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов) – 3 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов) ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа – 2 балла
Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов); обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа: «различие в том, что сравниваемые объекты разные») / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов), позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов; ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис – 1 балл
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Источник: NeoFamily