- Умный справочник
- История
- СССР в 1985-1991 годы: социально-экономическая ситуация
СССР в 1985-1991 годы: социально-экономическая ситуация
***
Отказ от крупных реформ и бездумная трата средств привели СССР в 1970-х годах к предкризисному состоянию. По сути, экономика страны жила только за счёт «нефтедолларов». Когда в 1983 году цены на нефть рухнули, проблемы командно-административной системы проявили себя во всей красе.
Для выхода из сложившейся ситуации необходимо было как можно быстрее провести комплексные изменения существующей системы, однако на момент 1985 года советское руководство этого ещё не понимало.
***
Стратегия «ускорения»
На всё том же апрельском пленуме 1985 года М. Горбачёв предложил проект преобразования социально-экономической системы страны: было заявлено о необходимости бороться с социальными проблемами — улучшить сферы образования и здравоохранения, решить вопрос продовольствия и увеличить темпы строительства жилья.
Однако приоритетной сферой всё ещё оставалась промышленность — была выдвинута задача ускорения социально-экономического развития страны за счёт внедрения достижений научно-технического прогресса (то есть увеличить производительность) и дисциплинарного контроля.

Главные идеи и задачи перестройки указывают на то, что руководство СССР на тот момен времени не имело чёткого плана реформ. По сути, они прибегли к методам предыдущих правителей, предлагая:
- Усилить трудовую дисциплину
- Увеличить мощности предприятий путём организации многосменного режима работы
- Развивать соцсоревнование и трудовой энтузиазм молодёжи
- Лучше контролировать качество продукии (для этого был создан новый орган власти — Госприёмка).
Госприёмка (Государственная приёмка)— независимая от администрации предприятий государственная система по контролю за качеством продукции.
То есть опять (как в 1950-е и в 1960-е годы) была сделана ставка на энтузиазм работников, а не на экономические стимулы, опять решать проблемы было принято административными методами.
Конечно же, решить существующие проблемы таким подходом не удалось — производительность предприятий оставалась низкой, дефицит товаров лишь усиливался, более того, интенсификация приводила к износу оборудования и повышению травматизма на производстве.
Случай в булочной:
— У вас почему пироги квадратные?
— Перестройка!
— А почему не пропечены?
— Ускорение!
— А почему надкусаны?..
— Ну так, это, Госприёмка!
— Из советского анекдота 1980-х годов
Символом неправильного административного регулирования «ускорения» стала провальная Антиалкогольная кампания 1985-1987 годов. Проблему алкоголизма в СССР действительно нужно было решать, но прямолинейные и грубые методы, которые избрали в КПСС, сделали ситуацию лишь хуже.

В рамках кампании были резко сокращены производство и продажа спиртного, в том числе не только низкосортных продуктов, но и марочных вин. Началась вырубка многовековых виноградников, уничтожались целые предприятия. В то же время обещания увеличить выпуск товаров народного производства (что должны были заменить алкоголь) остались на бумаге.
Итогом борьбы с алкоголизмом стали и экономические потери — бюджет СССР резко просел из-за потерь от продажи алкоголя — и социальные — отсутствие доступа к нормальному алкоголю привело к употреблению суррогатов (спирт и самогон), росту наркомании и токсикомании в стране.

Реформы правительства Рыжкова
В 1986 году стало очевидно, что стратегия «ускорения» неэффективна, поэтому власти пошли на более радикальные преобразования в экономике: в сельском хозяйстве были поддержаны неколхозные элементы — кооперативы и бригадные подряды — промышленные предприятия получили большую свободу в реализации продукции.
Весной 1986 года был утверждён Закон об индивидуальной трудовой деятельности (вступил в силу он в 1987 году). Государство, таким образом, позволило гражданам работать не на госпредприятиях или в колхозах, а на себя.
У закона было много ограничений — человек мог стать ИП только в сфере бытового обслуживания или создания товаров народного потребления, требовалась масса справок и разрешений, существовал запрет на наёмный труд — однако издание этого закона уже было крупным шагом вперёд для СССР.

прим.
Издание закона о трудовой деятельности наглядно показывает тот хаос, что творился в правительстве СССР, ведь за 5 месяцев до его принятия был издан другой закон — Об усилении борьбы с нетрудовыми доходами. С разницей в полгода власти издали два противоречащих друг другу закона.
В 1987 году наметился экономический спад, поэтому правительство Рыжкова привлекло крупных экономистов — А. Аганбегяна, Л. Абалкина, Г. Попова и других — к проведению новых реформ. Первой из них в 1987 году стал Закон о государственном предприятии, согласно которому:
- Предприятия получили свободу в выборе сырья и партнёров, реализации своих товаров
- Во всех сферах промышленности возвращался хозрасчёт
- Сокращалось число министерств и контролирующих органов
- Бóльшее количество производителей получило доступ к мировому рынку
Вторым крупным нововведением стал закон 1988 года о кооперации, который уравнял в правах кооперативы и государственных производителей.
Кооперация — форма организации частного производства, которая заключается в добровольном объединении трудовой деятельности, имущества или капиталов нескольких участников производственного процесса, а также предполагает совместное управление производством.
Провал реформ и ухудшение кризиса
Действия Рыжкова были негативно встречены многими партийными деятелями — Госплан, Госснаб и министерство финансов постоянно откладывали принятие решений, вводили ограничительные меры, проводили дополнительные проверки и совещания.

В процессе реформ выявились крупные проблемы с финансированием — расходы на военную сферу становились тяжким бременем для СССР. Для поддержания низких цен правительство осуществляло огромные дотации, что в конечном итоге привело к дефициту бюджета.
Власти не решились ни сделать ценообразование свободным (по рыночным принципам), ни реформировать его — они справедливо опасались негативной реакции со стороны общества. Относительно спокойный и удобный момент для проведения крупных реформ был упущен.
В 1988-1990 годах ситуация резко стала хуже: низкие цены на нефть, ошибки антиалкогольной кампании, затраты на ликвидацию последствий катастрофы в Чернобыле и землетрясения в Армении не оставляли средств на проведение качественной экономической политики. За 5 лет — с 1985 по 1990 годы — государственный долг СССР вырос вдвое.

Товарный дефицит порождал ажиотажный спрос (особенно на товары первой необходимости), что только усугубляло дефицит — это был порочный круг. По всей стране начали вводить карточную систему, а к 1991 году сахар, табак и алкоголь продавали по карточкам даже в Москве.
Попытки создать рыночную экономику
В сложившейся ситуации в высшей власти возникла идея постепенного перехода к рыночной экономике, открытые дискуссии на этот счёт начались в 1990 году. Однако изначально предполагалось сохранить плановые элементы — чтобы рыночная и командная системы работали вместе.
Эта концепция была разработана Л. Абалкиным и, согласно ей, переход к такой системе займёт пять-семь лет. Против такого «медленного» способа выступили радикальные реформаторы из РСФСР — Б. Ельцин, Г. Явлинский и С. Шаталин — они предложили альтернативу под названием «500 дней».

Программа Явлинского-Шаталина предполагала серию структурных изменений в финансовой и валютной политике страны, но главным пунктом, с которым не согласился Горбачёв, было лишение монополии СССР на экономическую власть. От «500 дней» было решено отказаться.
Власти долгое время (до весны 1991 года!) не решались на радикальные методы решения кризиса и довели ситуацию до точки кипения. Когда правительство В. Павлова, сменившего Рыжкова, предприняло ряд мер по ценообразованию — обмен валюты на новый образец за три дня и установление новых розничных цен (борьба с дефицитом за счёт снижения покупательской способности населения) — население СССР окончатнльно утратило доверие к центральной власти.
***
Реформы М. Горбачёва, призванием которых была необходимость вывести страну из экономического кризиса, оказались непродуманными и лишь обернули ситуацию в худшую сторону — привели к спаду производства и снижению уровня жизни населения.
К концу 1991 года ситуация стала катастрофической, страна готовилась к голодной зиме. Выход из этого положения мог быть осуществлён только с помощью резких структурных изменений, которые бы неизбежно повлекли за собой тяжёлые социальные последствия.
***
