Петр I: реформы государственного управления

Статья
Не изучено

Петр I перевернул страну с ног на голову, его преобразования затронули, без приувеличения, все аспекты русской жизни: от бород до морского флота.

Причины и характер реформ

  • Великое посольство в Европу продемонстрировало Петру осталость России во множественных политических моментах.
  • Поражение под Нарвой показало разницу России и Швеции в потенциале экономики.
  • Преобразования предшественников создали удобную почву для Петра — многие его решения были улучшением или логичным продолжением дел Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.
Победа шведов в битве при Нарве. Густав Седерстрём
Победа шведов в битве при Нарве. Густав Седерстрём

Царь пытался переустроить Россию на принципах рациональности, построить регулярное государство, в котором все стороны жизни общества находились бы под государственным контролем. Непринятие реформ населением лишь ужесточало характер действий Петра — нововведения сопровождались насилием, без учета мнения народа.

Первый этап реформ протекал спешно и беспорядочно, война торопила и съедала огромное количество ресурсов. Долгосрочное планирование и создание некоей системы преобразований начнется к 1716 году, когда победа России в Северной войне стала вопросом времени.

Сенат

Первым крупным изменением в органах власти стало упразднение Боярской Думы в 1711 году. Петру был необходим гибкий орган из круга доверенных лиц, который бы помогал ему управлять страной и даже временно заменять царя во время его военных кампаний.

Таким органом стал Правительствующий Сенат, он осуществлял судебные и административные функции, контролировал налоговую систему, вел бюджет и многое другое. Однако он был не похож на европейские аналоги, так как не имел права ограничивать или противоречить царю.

Сенат петровского времени. Д.Кардовский
Сенат петровского времени. Д. Кардовский

Петр полностью контролировал деятельность Сената, а позже и создал должность генерал-прокурора, чутко следившего за работой всех учреждений правительсва.

Коллегии

Неэффективность системы приказов показала себя еще в конце XVII века — она слишком разрослась, в ней процветало взяточничество, а некоторые приказы и вовсе дублировали функции друг друга.

Взяв в качестве примера системы Голландии и Швеции, Петр I в 1718-1721 годах заменил прикаы Коллегиями. Их основными особенностями были:

  • Четкое разделение ведоств по отраслям и точное определение границ сфер деятельности: юстиц-коллегия ведала судебной системой, мануфактур-коллегия — вопросами промышленности и так далее.
  • Коллективный (коллегиальный) принцип управления. Глава коллегий не имел права принимать решения в одиночку, не посоветовавшись с другими членами коллегии. Эта система должна была искоренить самоуправство чиновников, но лишь замедлила процесс принятия решений.
  • Письменная подотчетность, которая позволила лучше контролировать потоки государственного бюджета и проверять исполнительность членов не только коллегий, но и всех органов власти.
Здание двенадцати коллегий в Петербурге. Создано по проекту Доминико Трезини
Здание двенадцати коллегий в Петербурге. Создано по проекту Доминико Трезини

Двенадцати коллегий, конечно, не хватало, чтобы полностью заменить систему из более чем восьмидесяти приказов, поэтому на региональном уровне были созданы или переформированы органы местного значения.

К примеру, магистраты — выборные органы городского управления, которые ведали местными вопросами.

Положение дворян

Новый государственный аппарат требовал большого количества специальных чиновников, которых, конечно же, не хватало. В первую очередь из-за того, что дворянство — наиболее образованное сословие — презирало гражданскую службу. Петр решил эту проблему в своей манере: быстро и радикально.

В 1714 году царь издал Указ о единонаследии, согласно которому запрещалось дробление дворянских имений. Наследником выступал только старший сын, что оставляло всех остальных детей без наследства. Дочерей выдавали замуж, а младшие сыновья вынуждены были поступать на военную или гражданскую службу, чтобы содержать себя. Кроме того, Указ окончательно ликвидировал различия между вотчинами и поместьями.

Систематизации порядков и стимулированию к службе послужила Табель о рангах, изданная в 1722 году. Теперь дворяне с 15 лет распределялись на военную или государственную службу, которая разделялась на 14 классов. Пройти вверх по таблице можно было только за счет личных достижений, знатность рода не имела значения.

Подробная версия Табели
Подробная версия Табели

Еще одной важной особенностью Табели стало то, что теперь даже низшие сословия (при наличии таланта и умения) могли получить дворянский титул. Достигшим восьмого класса предоставлялось потомственное дворянство. Старая аристократия постепенно стала разбавляться активным и услужливым новым дворянством.

Губернии

Для упрощения контроля за регионами и усовершенствования системы управления Петр I решил сменить и территориальную организацию страны. Здесь тоже не обошлось без влияния Великого посольства — примером для реформы послужила областная система Швеции.

В 1708 году были учреждены Губернии. Изначально их было всего восемь. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый правителем лично. Он отвечал за военные и гражданские вопросы: набор войск, поступления налогов, исполнение приказов.

Губернии делились на провинции, во главе которых находились коменданты, они одновременно отчитывались и перед губернатором, и перед центральной властью (это снижало уровень коррупции и произвола чиновников). Провинции делились на дистрикты (чуть позже — уезды), ими управляли комиссары.

Схема первого этапа губернской реформы
Схема первого этапа губернской реформы

Новое устройство помогло усилить контроль центральной власти за тем, что происходило в стране — сформировалась так называемая вертикаль власти. Приказы царя и Сената стали исполнаться куда быстрее. Более того, жесткий контроль за набором войск сыграл важную роль в Северной войне.

С другой стороны, шведская система не лучшим образом ложилась на русские реалии (большую площадь страны, низкую плотность населения и нехватку средств) — бюрократический аппарат требовал все новых и новых чиновников и средств для содержания. Поэтому система Петра еще не раз будет изменена в XVIII веке.

Итоги реформ

Реформы государственного аппарата, пожалуй, самый удачный проект Петра I: они позволили преодолеть многие средневековые пережитки, сформировали систему, при которой каждый человек имел свое место в государстве. Бюрократизация предоставила место для развития экономики, укрепила связь между регионами и центром.

Преобразилась и аристократия: вместо узкой кучки бояр, чьи достижения чаще всего заканчивались знатной фамилией, страной управляли образованные и активные люди, чье материальное положение практически целиком зависело от императора.

Негативных элементов все же хватало. Насаждение реформ, спешка, отсутствие четкого плана и их насильственный характер вызывали недовольство среди всех слоёв населения. А большую часть системы Петра будут дорабатывать и переделывать следующие век-полтора.