«Бунташный век»

Статья
Не изучено

***

Эпоху правления Алексея Михайловича, прозванного «Тишайшим», часто называют «Бунташным веком» из-за частых народных бунтов. Каждое из восстаний было по-своему уникальным, но, если выделять общие причины народного недовольства, ими будут усиление государственного контроля за населением, увеличение налогов и слабость центральной власти. О них мы подробнее говорили вот тут.

Соляной бунт 1648

Повышение налога на соль 1646 года серьезно повлияло на состояние рынка: повышение цены соли повлекло за собой скачок цен практический всех остальных продуктов, поэтому от налога практически сразу же отказались. Единственным условием был приказ царского правительства вернуть недоимки по налогу за два года.

прим. Необходимо иметь ввиду всю ценность соли на тот момент времени:
1) Её добыча была трудоёмкой — только через соляные шахты.
2) Соль использовалась, как консервант, то есть для сохранения продуктов.

Восстание в Москве 1648 года. Э. Лисснер
Восстание в Москве 1648 года. Э. Лисснер

Недовольные жители Москвы подали челобитную Алексею Михайловичу, который пообещал во всем разобраться, однако бояре приказали разогнать толпу и (по некоторым сообщениям) разорвали эту челобитную на глазах у толпы.

В ответ на это начались погромы и беспорядки, которые длились несколько дней — горожане грабили дома чиновников и вершили над ними самосуд. Был убит Назарий Чистой — инициатор повышения налога на соль. Часть стрельцов отказалась разгонять бунтовщиков из-за низкого жалования.

Последствия:

Для подавления восстания правительство пошло на уступки дворянству и купечеству, которое требовали созыва Земского Собора.

  • Созванный Земский Собор принял Соборное Уложение, которое укрепило позиции дворян и купцов, но усугубил положение рабочего населения.
  • Были казнены только самые активные участники восстания.
  • Недоимки по солевому налогу были пересмотрены, а их выплаты были отсрочены.
  • Было повышено жалование стрельцам.

Хлебные бунты 1650 года

К середине XVII века в России начался экономический кризис. Царское правительство должно было расплатиться за переселение жителей регионов, отошедших Швеции по Столбовскому миру. Однако денег в казне не хватало, поэтому выплаты производились хлебом.

Нехватка хлеба вызвала резкий рост цен на него, особенно в северо-западных регионах, но это было выгодно русскому правительству, поэтому восстания в Новгороде и Пскове были быстро подавлены, а их инициаторы казнены.

Медный бунт 1662 года

Войны с Швецией и Речью Посполитой расшатали русский бюджет. В поисках способа пополнить казну правительство ввело в обращение медную монету с тем же номиналом, что и серебряную.

  • Выпуск большого количества новых денег привел к инфляции.
  • Упала покупательная способность населения.
  • Медную монету было проще подделать, поэтому вскоре возросло количество спекулянтов и фальшивомонетчиков.
  • Налоги государство собирало только серебром, а жалование выплачивалось медными монетами.
Медный бунт 1662 года. Э. Лисснер
Медный бунт 1662 года. Э. Лисснер

Недовольное экономической ситуацией население Москвы отправилось в село Коломенское, где находилась резиденция Алексея Михайловича. По итогу переговоров царь пообещал разобраться в ситуации и наказать виновных.

На этом бунт мог бы и закончиться, но вскоре прибыла вторая толпа, которая была настроена агрессивно и не желала вступать в диалог. Стрельцы разогнали толпу: около тысячи восставших погибло, несколько тысяч было арестовано.

Результаты медного бунта говорят о том, что за 14 лет власть в России значительно укрепила свои позиции: решения Алексея Михайловича были более взвешенными и жёсткими. Это яркий пример перехода к абсолютизму. Тем не менее, главное требование восставших было удовлетворено — медные деньги изъяли из оборота.

Церковный раскол

В XVII веке снова встал вопрос о положении церкви в государстве. Нерешенные проблемы пережитков раздробленности давали о себе знать: в некоторых регионах обряды проводились с ошибками, религиозные тексты неправильно переводились, часто священники не знали, что на самом деле они поют в своих песнопениях.

В 1640-х годах сформировался в Москве сложился «кружок ревнителей благочестия» — группа религиозных интеллектуалов, которая считала, что нынешнее состояние церкви снижает её авторитет, что церкви необходимо измениться.

Единства мнений в кружке не было, именно там впервые столкнулись идеи будущих патриарха Никона и главного идеолога старообрядцев — Аввакума. Первый предлагал взять в качестве образца греческие книги, а второй — рукописи древнерусских монахов.

Парсуна патриарха Никона с клиром
Парсуна патриарха Никона с клиром

Суть реформы

Когда в 1650-х годах Никон занял пост патриарха, он начал утверждать новшества в качестве канона.

  • Креститься теперь было необходимо тремя перстами, вместо двух.
  • Вводился четырёхконечный крест, вместо восьмиконечного.
  • Написание «Иисус» с двумя буквами и, вместо одной.
  • Поясной поклон, вместо поклона в ноги.

Хотя изменения затронули только символическуюобрядовую часть религиозного учения, они вызвали резкое недовольство среди верующих всех сословий. Церковная реформа рассматривалась ими, как отступление от веры.

Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович
Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович

Так возникла группа старообрядцев (раскольников или староверов), идейным лидером которых стал протопоп Аввакум. За свои убеждения Аввакум дважды приговаривался к ссылке и в итоге был сожжён заживо. Репрессировали и других приверженцев «старой веры».

Спасаясь, многие раскольники бежали на окраины страны — чаще всего в Сибирь — или же прибегали с самосожжениям. Идеи старообрядцев поддерживались на различных социальных уровнях: известной противницей реформы Никона была Феодосия Морозова (Боярыня Морозова) — родственница и приближенная Алексея Михайловича, которая умерла в ссылке за свои убеждения.

Боярыня Морозова. В Суриков
Боярыня Морозова. В. Суриков

Одним из главных центров сопротивления стал Соловецкий монастырь, расположенный на острове в Белом море. Монахи и сочувствовавшие им стрельцы и горожане объявили, что не будут исполнять реформы и восемь лет — 1668-1676 — обороняли монастырь от царских войск.

Благодаря крепким стенам и жестокому климату, они могли бы продержаться и дольше, но нашелся предатель, который показал войскам тайный проход в монастырь. Соловецкое сидение закончилось захватом монастыря и убийством всех мятежных монахов.

Восстание Степана Разина

Пиковой точкой «Бунташного века» стал казацко-крестьянский бунт под руководством Степана Разина. Главной причиной его стоит считать усиление крепостного права: положения Соборного Уложения повысили количество беглецов, желавших присоединиться к казачеству. Более того, царские комиссии все чаще вмешивались в дела южных регионов, а казаки видели в этом нарушение «казацкой вольницы».

Первый этап восстания, который длился с 1667 по 1669 годы, получил название «поход за зипунами». Казацкий отряд во главе с Разиным отправился на Волгу и несколько лет грабил русские и персидские корабли и купеческие группы.

Степан Разин. В. Суриков. Картина отражает события первого этапа бунта
Степан Разин. В. Суриков. Картина отражает события первого этапа бунта
Зипун — это полукафтан (кафтан без воротника), который чаще всего носили крестьяне. Делался из грубого яркого сукна. Казаки под «зипуном» часто имели ввиду добычу, т.е. «пойти за зипунами», в принципе, значило уйти в грабительский поход.

Второй этап восстания начался в 1670 году, когда Разин объявил поход на Москву. Целями восставших были отмена крепостного права, ликвидация сословий (в первую очередь, аристократии), ликвидация монархии и замена её принципами казацкой демократии: то есть выборы путем прямого волеизъявления.

Восстание охватило практически все Поволжье: были захвачены Царицын и Астрахань, Саратов и Самара сдались без боя. Решающее сражение произошло под Симбирском — там восставших разбили правительственные войска под командованием Д. Барятинского.

Схема боевых действий и передвижения войск
Схема боевых действий и передвижения войск

Потерпев тяжелое поражение, Разин попытался отступить к Дону, но не все казаки разделяли его взгляды. Зажиточная верхушка была против конфликта с царским правительством, поэтому по их приказу Разина схватили в 1671 году и передали в Москву, где он был казнен.

Государство отреагировало на восстание ужесточением политики: полномочия воевод на местах были расширены, крепостное право начало распространяться на южных регионах, полномочия казаков постепенно стали ограничивать (хотя полностью этот процесс закончится только через сто лет).