- Русский язык
- Авторские пробники от NeoFamily
- Авторский пробник №19 (ЕГЭ-2024)
Авторский пробник №19 (ЕГЭ-2024)
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите этот союз.
В борьбе за жизнь инстинкт самозащиты развил в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Воображение, догадка дополняют недостающие, ещё не найденные звенья в цепи фактов, позволяя учёному создавать «гипотезы» и теории, направляющие более или менее безошибочно и успешно поиски разума, который изучает силы и явления природы и, постепенно подчиняя их разуму и воле человека, создаёт культуру, которая есть наша, нашей волей, нашим разумом творимая «вторая природа».
Познание - это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание есть мышление. Воображение тоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, «художественное»; можно сказать, что воображение - это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения.
Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашёптывала старые былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинуть камень, он морщился под её ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», «стёкла запотели», - <...> у стёкол нет потовых желёз.
Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас... Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду — во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.
(По М. Горькому)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СИЛА. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног.
2) ЦЕПЬ. То, что сковывает свободу, волю, стесняет, гнетёт кого-л. Цепи рабства.
3) ВОЛЯ. Способность человека сознательно контролировать своё поведение, владеть собой, управлять своими действиями, преодолевать трудности в достижений поставленных целей. Сила воли. Железная, слабая в.
4) ФАКТ. Реальность, действительность. Существование человека есть ф. Многие болезни, увы, не познаны и это - ф.
5) ЧЕРТА. Граница, предел. Пограничная ч. В черте города (в его границах, внутри). Последняя ч. (перен.: крайний предел).
В борьбе за жизнь инстинкт самозащиты развил в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Воображение, догадка дополняют недостающие, ещё не найденные звенья в цепи фактов, позволяя учёному создавать «гипотезы» и теории, направляющие более или менее безошибочно и успешно поиски разума, который изучает силы и явления природы и, постепенно подчиняя их разуму и воле человека, создаёт культуру, которая есть наша, нашей волей, нашим разумом творимая «вторая природа».
Познание — это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание есть мышление. Воображение тоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, «художественное»; можно сказать, что воображение — это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения.
Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашёптывала старые былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинуть камень, он морщился под её ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», «стёкла запотели», — <.......> у стёкол нет потовых желёз.
Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас... Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду — во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.
(По М. Горькому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как в нём сообщается о наблюдениях автора, который даёт оценку происходящим событиям.
2) Во втором абзаце текста приведено суждение о том, что общего имеют воображение и познание и чем различаются.
3) Текст относится к научному стилю речи, так как посвящён важнейшей научной проблеме соотношения познания и воображения. В тексте содержатся научные определения.
4) Автор делится собственными мыслями, излагает результаты собственных наблюдений.
5) В последнем абзаце текста говорится о том, что приписывание человеческих качеств явлениям природы делает более понятным их познание для человека.
В борьбе за жизнь инстинкт самозащиты развил в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Воображение, догадка дополняют недостающие, ещё не найденные звенья в цепи фактов, позволяя учёному создавать «гипотезы» и теории, направляющие более или менее безошибочно и успешно поиски разума, который изучает силы и явления природы и, постепенно подчиняя их разуму и воле человека, создаёт культуру, которая есть наша, нашей волей, нашим разумом творимая «вторая природа».
Познание — это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание есть мышление. Воображение тоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, «художественное»; можно сказать, что воображение — это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения.
Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашёптывала старые былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинуть камень, он морщился под её ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», «стёкла запотели», — <.......> у стёкол нет потовых желёз.
Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас... Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду — во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.
(По М. Горькому)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) ворвалАсь
2) (несчастные) сирОты
3) Отрочество
4) квАртал
5) лгАла
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Клюкву обычно собирают в БОЛОТИСТЫХ местностях.
Хорошего тренера ОТЛИЧАЕТ умение заметить даже самый незначительный прогресс.
Старшая сестра получила в подарок ножичек с КОСТНОЙ ручкой.
ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ слушатели аплодировали труппе в течение пяти минут.
Чтобы сделать спектакль зрелищным, режиссер придумал множество СЦЕНИЧЕСКИХ эффектов.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В детстве мама мне часто говорила, что невозможно изменить судьбу и, что бы ты ни делал, всё возвращается на спирали своя.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОБГРЫЗЕННЫЙ фрукт
подобно НИМ
в ПОЛУТОРА часах
быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ
КЛАСТЬ на полку
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Синтаксические ошибки
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Предложения
1) Дама в красном платье была не только красивая, но и мудрая, воспитанная.
2) В городе Москве открыли самое высокое колесо обозрения в Европе.
3) По окончанию работы необходимо сдать все тетради учителю.
4) Наблюдая за ребёнком через окно, мне было не спокойно.
5) Мы все пришли на пары согласно расписанию.
6) ВШЭ запустил новый проект, направленный на развитие критического мышления.
7) Все те, кто был на выставке, оценили качество организации.
8) В повести "Капитанской дочке" говорится о чести и достоинстве.
9) Я обожаю и восхищаюсь этим человеком.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) п..раллельный, сп..ртакиада, р..стение
2) осн..щение, р..систый, г..ристый
3) погл..щает, к..раблестроение, выт..птать
4) выб..рает, раст..рать, отж..мания
5) (в долгах как) в ш..лках, ж..стяной, з..мовать (в теплых странах)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..мудрый, пр..образовать, пр..большой
2) вз..ерошить, порт..ера, с..естной
3) непр..взойдённый, пр..брежный, сопр..частность
4) вз..скать, без..дейный, с..грать
5) бе..жалостность, не..дешний, неи..бежный
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) гуттаперч..вый, переменч..вый
2) письм..цо, плать..це
3) бревенч..тый, взрывч..тый
4) изредк.., вправ..
5) рождеств..нский, нищ..нский
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кле..ть, муч..ть
2) замеш..нный в историю, леч..щий
3) пристрел..нное ружьё, они смотр..т
4) кача..щий, самокле..щийся
5) пиш..щий, они выдерж..т
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Но весь разговор шел о (НЕ)ИЗВЕСТНОМ, и он молчал или смеялся сдержанно и неискренно, когда смеялись другие.
2) Он любил этот (НЕ) БОЛЬШОЙ, но очень уютный дом.
3) (НЕ) СМОТРЯ на товарища, он размышлял о его судьбе.
4) Медицинский ультразвуковой сканер используется для обследования еще (НЕ) РОЖДЕННЫХ детей.
5) От (НЕ)ЛОВКОСТИ Турбин подчеркивал слова, и их можно было принять за насмешку.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Сергей исписал (ПОЛ)ТЕТРАДИ, ЧТО(БЫ) цифры стали получаться ровными и красивыми.
2) ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
3) (С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.
4) Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
5) (НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
По мнению совреме(1)ых психологов, приобретё(2)ые во взрослом возрасте установки со временем могут вытеснить те, что были усвое(3)ы ребенком в ра(4)ем детстве.