Задание №71191 ЕГЭ по Русскому языку
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какими правилами воспитания детей следует руководствоваться родителям?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте‚ как в тексте раскрывается эта позиция. Включите два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(1)Милостивая государыня, на Ваше письмо от 20 февраля отвечаю лишь теперь, через месяц, за недосугом и нездоровьем, а потому весьма прошу Вас не рассердиться.
(2)Вы пишете и задаёте вопросы, на которые надо писать вместо ответа трактаты, а не письма. (3)Да и вопросы-то разрешаются лишь всею жизнию.
(4)Из письма Вашего я заключаю, что Вы добрая мать и многим озабочены насчёт Вашего подрастающего ребёнка. (5)Ho к чему Вам разрешение тех вопросов, которые Вы мне прислали, - не могу понять, (6)Вы слишком многим задаётесь и болезненно беспокоитесь. (7)Дело может быть ведено гораздо проще.
(8)K чему такие вопросы: «Что такое благо, что такое не благо?» (9)Эти вопросы - вопросы лишь для Bac, как и для всякого внутреннего человека, но при воспитании-то Вашего ребёнка к чему это? (10)Все, кто способен к истине, все те чувствуют своею совестию, что такое благо, а что такое не благо. (11)Будьте добры, и пусть ребёнок Ваш поймёт, что Вы добры (без подсказывания), и пусть запомнит он, что Вы были добры. (12)И поверьте, Вы исполните пред ним Вашу обязанность на всю его жизнь, потому что Вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо. (13)И при этом он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с большим почтением, а может быть, и с умилением. (14)И если б Вы сделали много и дурного, то есть, по крайней мере, легкомысленного, болезненного и даже смешного, то он, несомненно, простит Вам, рано ли, поздно ли в воспоминании о Вас всё Ваше дурное ради хорошего, которое запомнит.
(15)Знайте тоже, что более Вы для него ничего и не можете сделать. (16)Этого и слишком довольно. (17)Воспоминание о хорошем у родителей, тo есть о добре, о правде, o честности, о сострадании, об отсутствии ложного стыда и по возможности лжи, - всё из него сделает другого человека рано ли, поздно ли, будьте уверены. (18)He думайте, что этого мало. (19)K огромному дереву прививают крошечную ветку, и плоды дерева изменяются.
(20)Представьте ceбе, что ребёнок Ваш, выросши до 15 или 16 лет, придёт к Вам (от дурных товарищей в школе, например) и задает Вам или своему отцу такой вопрос: «Для чего мне любить Вас и к чему мне ставить это в обязанность?» (21)Поверьте, что тогда Вам никакие знания и вопросы не помогут, да и нечего совсем Вам будет отвечать ему. (22)A потому надо сделать так, чтоб он и не приходил к Вам с таким вопросом. (23)A это возможно будет лишь в том случае, если он будет Вас прямо любить, непосредственно, так что и вопрос-то не в состоянии будет зайти ему в голову. (24)Разве как-нибудь в школе наберётся парадоксальных убеждений; но ведь слишком легко будет отличить парадокс от правды, и на вопрос этот стоит лишь улыбнуться и продолжать ему делать добро.
(25)K тому же, излишне и болезненно заботясь о детях, можно надорвать им нервы и надоесть; просто надоесть им, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно сильное чувство меры. (26)В Bac же, кажется чувства меры B этом отношении мало. (27)Вы пишете, например, такую фразу: «Живя для них (для мужа и сына), жила бы лично эгоистическою жизнью...». (28)Какая праздная и ненужная мысль. (29)Да кто же Вам мешает жить для людей, будучи женой и матерью? (30)Напротив, именно живя и для других, окружающих, изливая и на них доброту свою и труд сердца своего, Вы станете примером светлым ребёнку и вдвое милее Вашему мужу.
(31)Ho если Вам пришёл в голову такой вопрос, значит, Вы вообразили, что нужно любить ребёнка, забыв весь свет, то есть без чувства меры. (32)Да Вы этак только надоедите ребёнку, даже если б он Вас и любил. (33)Заметьте ещё, что Вам может показаться Ваш круг действия малым и что Вы захотите огромного, чуть не мирового круга действия. (34)Но ведь всякий ли имеет право на такие желания? (35)Поверьте, что быть примером хорощего даже и в малом районе действия - страшно полезно, потому что влияет на десятки и сотни людей. (36)Твёрдое желание не лгать и правдиво жить смутит легкомыслие людей, Bac всегда окружающих, и повлияет на них. (37)Вот Вам и подвиг.
(По Ф. M. Достоевскому)
Решение:
1. Проблема: какими правилами при воспитании детей следует руководствоваться родителям?
2. Авторская позиция: при воспитании детей не следует задаваться вопросами: «Что такое благо, что такое не благо?». Надо просто быть добрым человеком. Это станет непосредственным примером, образцом для подростка.
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Цыбулько)