banner

Задание №54467 ЕГЭ по Русскому языку

Тема : Написание сочинения
Раздел: Сочинение
27 линия
№54467
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

 

(1)Единственный, как мне кажется, признак, роднящий литературу и кинематограф - эти два совершенно самостоятельных и независимых вида искусства, - это великолепная свобода оперирования материалом.

(2)Любой кинематографический образ связан с авторским и зрительским опытом. (3)Проза, конечно, тоже обладает специфичным для любого искусства свойством опираться на эмоциональный, духовный и интеллектуальный опыт читателя. (4)Но особенность литературы состоит в том, что как бы подробно ни разрабатывались писателем отдельные страницы книги, читатель «вычитывает» из них и «видит» только то, к чему его приспособил его и только его опыт, склад характера, выработав в нём устоявшиеся пристрастия и вкусовые особенности. (5)Самые натуралистически детальные куски прозы как бы выходят из-под контроля писателя и воспринимаются читателем всё равно субъективно.

(6)Кино же - единственное искусство, где автор может чувствовать себя творцом безусловной реальности, собственного мира в буквальном смысле слова. (7)Склонность к самоутверждению, заложенная в человеке, именно в кинематографе реализуется наиболее полно и непосредственно.

(8)Фильм - это чувственная реальность, и он так и воспринимается зрителем — как вторая реальность.

(9)Литература при помощи слова описывает событие, тот внутренний и внешний мир, который хочет воспроизвести писатель. (10)Кино оперирует материалами, данными самой природой, непосредственно проявляющимся в пространстве с течением времени, которое мы наблюдаем вокруг себя и в котором мы живем. (11)В сознании писателя вначале возникает некоторый образ мира, который затем он с помощью слов записывает на бумаге. (12)А киноплёнка уже механически запечатлевает черты безусловного мира, который попал в поле зрения камеры и из которого затем конструируется образ целого.

(13)Таким образом, режиссура в кино - это буквально способность «отделять свет от тьмы и твердь от воды». (14)Эта возможность кинорежиссуры создает иллюзию самоощущения творца. (15)Отсюда зарождаются огромные, далеко заводящие соблазны режиссерской профессии. (16)В этом контексте напрашивается мысль об огромной, специфической, почти «уголовной» ответственности, которую несет в кино режиссер. (17)Его опыт самым наглядным и непосредственным образом, фотографически точно передается зрителю, а эмоции зрителя при этом оказываются сродни эмоции свидетеля, если не автора.

(18)В «Севастопольских рассказах» Лев Толстой реалистически подробно описывает ужасы военного госпиталя. (19)Но как бы старательно ни описал он самые страшные детали, у читателя всегда остаётся возможность переработать и приспособить, адаптировать натуралистически жёстко воссозданные картины в соответствии с собственным опытом, желаниями и взглядами. (20)Любой прочитанный текст читатель воспринимает избирательно, соотнося с законами собственного воображения.

(21)Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг. (22)Читатель, обладающий необузданной фантазией, может за самыми лаконичными описаниями увидеть гораздо больше, чем даже рассчитано писателем (а часто писатель рассчитывает на домысливание). (23)Сдержанный же, задавленный моральными рамками и ограничениями читатель самые точные и жестокие подробности воспринимает с пропусками, через сформированный ранее моральный и эстетический фильтр. (24)Происходит своеобразная коррекция на субъективное восприятие. (25)Она принципиальна для проблемы взаимоотношения писателя со своими читателями и является своеобразным троянским конем, в чреве которого писатель вторгается в душу своего читателя. (26)Здесь кроется существенная особенность, инспирирующая необходимость читательского сотворчества. (27)Поэтому, кстати, бытует мнение, что прочитать книгу «гораздо труднее» (требуется больше усилий), нежели посмотреть фильм, восприятие которого в привычных случаях совершенно пассивно. (28)Как говорят: «Зритель сидит, механик крутит плёнку»...

(29)Существует ли в кино свобода выбора у зрителя?

(30)Ведь каждый отдельно взятый кадр, каждая сцена или эпизод не описывают, а буквально фиксируют действие, пейзаж, лица персонажей. (31)Поэтому в кино происходит своеобразное навязывание эстетических норм, недвусмысленное обозначение конкретности, против которой часто восстает личностный опыт зрителя. (32)И в то же время очень часто зритель судит фильм по законам самой жизни, незаметно подменяя законы автора, по которым создавался фильм, своими собственными законами, приобретёнными в бытовом, привычном, каждодневном опыте. (33)Отсюда известные парадоксы зрительского восприятия.

(А. А. Тарковский*) 

*Андрей Арсеньевич Тарковский (1932 - 1986) - советский режиссёр театра и кино, сценарист (наиболее известные кинокартины - «Солярис», «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Сталкер», «Зеркало»). Ставил во главу угла символизм и глубину кадра, а не сюжет. Тарковский скрупулезно работал над мизансценами, стараясь, чтобы каждый кадр фильма был наполнен смыслами, отсылками к мировому историко-культурному наследию.

Решение:
Примерный круг проблем:
1. Проблема неоднозначного понимания литературного произведения разными читателями (Почему читатели одной и той же книги порой имеют различные мнения о ней?). По мнению автора, мнение о книге складывается из уже имеющегося опыта читателя, способности воспринять идеи автора и фильтров, через которые читатель пропускает предложенную информацию. Некоторые натуралистичные или требующие домысливания элементы сложно воспринимать, потому возникает проблема выборочного чтения, которая и влияет на понимание произведения
2. Проблема ответственности кинорежиссёра как творца «второй реальности» (В чём заключается ответственность кинорежиссёра перед своими зрителями?). Автор считает, что кино обладает свойством «навязывания эстетики», оно вторгается в душу зрителя, предлагая ему готовые образы, поэтому режиссёр должен конструировать «вторую реальность» с особой ответственностью, продуманно, взвешенно подходить к результату своей работы.
3. Проблема простоты восприятия кино и литературных произведений (Существует ли для зрителя и читателя разница восприятия книги и фильма?).
Автор отмечает, что литературное произведение воспринимать сложнее, так как читателю требуется значительная опора на личностный опыт. Кино фиксирует действительность, поэтому его восприятие проходит несколько пассивно. 

Источник: NeoFamily