- Банк заданий
- Русский язык
- Задание 54465
Задание №54465 ЕГЭ по Русскому языку
Среди предложений 22-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи местоименного наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Единственный, как мне кажется, признак, роднящий литературу и кинематограф - эти два совершенно самостоятельных и независимых вида искусства, - это великолепная свобода оперирования материалом.
(2)Любой кинематографический образ связан с авторским и зрительским опытом. (3)Проза, конечно, тоже обладает специфичным для любого искусства свойством опираться на эмоциональный, духовный и интеллектуальный опыт читателя. (4)Но особенность литературы состоит в том, что как бы подробно ни разрабатывались писателем отдельные страницы книги, читатель «вычитывает» из них и «видит» только то, к чему его приспособил его и только его опыт, склад характера, выработав в нём устоявшиеся пристрастия и вкусовые особенности. (5)Самые натуралистически детальные куски прозы как бы выходят из-под контроля писателя и воспринимаются читателем всё равно субъективно.
(6)Кино же - единственное искусство, где автор может чувствовать себя творцом безусловной реальности, собственного мира в буквальном смысле слова. (7)Склонность к самоутверждению, заложенная в человеке, именно в кинематографе реализуется наиболее полно и непосредственно.
(8)Фильм - это чувственная реальность, и он так и воспринимается зрителем — как вторая реальность.
(9)Литература при помощи слова описывает событие, тот внутренний и внешний мир, который хочет воспроизвести писатель. (10)Кино оперирует материалами, данными самой природой, непосредственно проявляющимся в пространстве с течением времени, которое мы наблюдаем вокруг себя и в котором мы живем. (11)В сознании писателя вначале возникает некоторый образ мира, который затем он с помощью слов записывает на бумаге. (12)А киноплёнка уже механически запечатлевает черты безусловного мира, который попал в поле зрения камеры и из которого затем конструируется образ целого.
(13)Таким образом, режиссура в кино - это буквально способность «отделять свет от тьмы и твердь от воды». (14)Эта возможность кинорежиссуры создает иллюзию самоощущения творца. (15)Отсюда зарождаются огромные, далеко заводящие соблазны режиссерской профессии. (16)В этом контексте напрашивается мысль об огромной, специфической, почти «уголовной» ответственности, которую несет в кино режиссер. (17)Его опыт самым наглядным и непосредственным образом, фотографически точно передается зрителю, а эмоции зрителя при этом оказываются сродни эмоции свидетеля, если не автора.
(18)В «Севастопольских рассказах» Лев Толстой реалистически подробно описывает ужасы военного госпиталя. (19)Но как бы старательно ни описал он самые страшные детали, у читателя всегда остаётся возможность переработать и приспособить, адаптировать натуралистически жёстко воссозданные картины в соответствии с собственным опытом, желаниями и взглядами. (20)Любой прочитанный текст читатель воспринимает избирательно, соотнося с законами собственного воображения.
(21)Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг. (22)Читатель, обладающий необузданной фантазией, может за самыми лаконичными описаниями увидеть гораздо больше, чем даже рассчитано писателем (а часто писатель рассчитывает на домысливание). (23)Сдержанный же, задавленный моральными рамками и ограничениями читатель самые точные и жестокие подробности воспринимает с пропусками, через сформированный ранее моральный и эстетический фильтр. (24)Происходит своеобразная коррекция на субъективное восприятие. (25)Она принципиальна для проблемы взаимоотношения писателя со своими читателями и является своеобразным троянским конем, в чреве которого писатель вторгается в душу своего читателя. (26)Здесь кроется существенная особенность, инспирирующая необходимость читательского сотворчества. (27)Поэтому, кстати, бытует мнение, что прочитать книгу «гораздо труднее» (требуется больше усилий), нежели посмотреть фильм, восприятие которого в привычных случаях совершенно пассивно. (28)Как говорят: «Зритель сидит, механик крутит плёнку»...
(29)Существует ли в кино свобода выбора у зрителя?
(30)Ведь каждый отдельно взятый кадр, каждая сцена или эпизод не описывают, а буквально фиксируют действие, пейзаж, лица персонажей. (31)Поэтому в кино происходит своеобразное навязывание эстетических норм, недвусмысленное обозначение конкретности, против которой часто восстает личностный опыт зрителя. (32)И в то же время очень часто зритель судит фильм по законам самой жизни, незаметно подменяя законы автора, по которым создавался фильм, своими собственными законами, приобретёнными в бытовом, привычном, каждодневном опыте. (33)Отсюда известные парадоксы зрительского восприятия.
(А. А. Тарковский*)
*Андрей Арсеньевич Тарковский (1932 - 1986) - советский режиссёр театра и кино, сценарист (наиболее известные кинокартины - «Солярис», «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Сталкер», «Зеркало»). Ставил во главу угла символизм и глубину кадра, а не сюжет. Тарковский скрупулезно работал над мизансценами, стараясь, чтобы каждый кадр фильма был наполнен смыслами, отсылками к мировому историко-культурному наследию.