- Банк заданий
- Русский язык
- Задание 48561
Задание №48561 ЕГЭ по Русскому языку
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
"Какова трагедия войны?"
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
(1)В подъезде дома мальчики натолкнулись на Эльзу.
(2)Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел.
– (3)Вот бы Гитлера сюда этого! (4)Сам-то он в тепле сидит. (5)А народу такие мучения принимать... (6)Да с детишками...
(7)И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз.
(8)Глупым показался Третьякову этот разговор. (9)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал:
– Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась? (10)Захотел – кончилась?
(11)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (12)Санитар враз поскучнел, безликим сделался.
– (13)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (14)Или мне моя нога лишней оказалась?
(15)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку. (16)Что ему объяснишь? (17)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (18)А самое главное, что и себе не всё объяснишь.
(19)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (20)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (21)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (22)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу.
(23)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей? (24)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?
(25)Трава родится и с неизбежностью отмирает, и на удобренной ею земле гуще растёт трава. (26)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (27)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?
(27)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (28)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (29)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (30)И история многих народов пошла бы по-другому.
(31)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (32)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (33)Что в силах людей было предотвратить это? (34)И миллионы остались бы живы... (35)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. (36)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?
(По Г. Я. Бакланову*)
* Григорий Яковлевич Бакланов – (1923–2009) – русский советский писатель и сценарист.
