Задание №40192 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 3.4. Положение индивида в обществе
Раздел: Социальная сфера
20 линия
№40192
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите аргументы, подтверждающие, что система отбора характерна для любого развитого общества.

(Каждый аргумент должен быть сформулирован развёрнуто).

   Учение о социальной мобильности создано П. Сорокиным в 20-х гг. ХХ века. Под социальной мобильностью Сорокин понимал перемещение по социальной лестнице в горизонтальном и вертикальном направлениях. Вертикальная мобильность может быть в двух направлениях: социальный подъем и социальный спуск. Мобильность может быть индивидуальной и групповой. При индивидуальной мобильности человек сам изменяет свое положение, например, получает повышение по службе. При групповой мобильности группа со всеми ее членами меняет социальное положение.
   Имеют место два типа социальной стратификации: закрытый устойчивый тип, при котором проникновение из одного слоя в другой затруднено или невозможно (например, в кастовом обществе древней Индии), и открытый, проницаемый тип, при котором проникновение из одного слоя в другой облегчено.
   Различные социальные институты выполняют функции социальной циркуляции, служат социальными лифтами. Данные функции предохраняют от недостатка производства элиты, обеспечивают приток в нее новых сил, возможность достойным претендентам не оказаться за бортом.
   Каналы вертикальной циркуляции выполняют роль социального сита. Одни из них проверяют общие свойства индивидов (интеллект, здоровье, характер). Другие тестируют специальные качества индивидов. Механизмом тестирования издавна выступала семья. Предполагалось, что у хороших и умных родителей дети пригодны к занятию более высокого социального положения. Низкое происхождение принималось за доказательство неполноценности индивида и его обреченности на скромную социальную позицию. Таким образом, на протяжении длительного времени происхождение было главным критерием оценки свойств личности.
   В последние несколько веков с ослаблением функции семьи постепенно вышли на первый план другие критерии, и прежде всего личные качества индивида. При этом роль главного механизма отбора перешла к школе, которая является не только образовательным и воспитательным, но и тестирующим и селекционным институтом. Последняя функция особенно важна, когда образование доступно всем. Всеобщее образование не устраняет умственных и социальных различий, а, как считает Сорокин, усиливает их. Даже самая «демократичная школа» не является механизмом выравнивания.
   Система отбора характерна для любого развитого общества. Ее успех гарантируют два принципа: 1) широта вовлечения в соревновательный процесс и соответствующая подготовка всех индивидов; 2) строгость, сложность и многоступенчатость отбора. В традиционном обществе преобладал второй принцип. В наше время его роль уменьшилась, но возросла роль первого принципа. 

( А. А. Горелов)

Решение:
1) Любое общество подразумевает неравенство, а значит систему отбора.
2) С развитием общества система отбора не отменяется, лишь меняются критерии отбора. Например, в традиционном обществе критерием выступало происхождение, а в современном может выступать образование.
3) В любом обществе требуется осуществление руководство обществом, группой, а значит нужна система отбора наиболее подходящих для этого людей.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии с требованием задания. Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений).

Источник: NeoFamily