Задание №40163 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 3.4. Положение индивида в обществе
Раздел: Социальная сфера
19 линия
№40163
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Автор пишет о том, что участники выступают носителями определённых социальных ролей. Проиллюстрируйте примерами выполнение социальной роли учителя, директора, ученика школы.
(В каждом случае сначала укажите статус, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

   Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение –– это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
   Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации её участники выступают носителями определённых социальных ролей (покупатель –– продавец; учитель –– ученик; начальник –– подчинённый).
   В ролевом общении человек лишается определённой спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.
   Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в ходе него передаётся особо значимая информация. Доверительность –– существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать личные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
   Общение может быть личным и деловым. Личное общение –– это обмен неофициальной информацией, а деловое –– процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность. <…>
   Общение может различаться и по его формам.
   Императивное общение –– это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнёром по общению в целях достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определённым действиям или решениям. Партнёр по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная, незавуалированная цель императивного общения –– принуждение партнёра. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования...
   Манипулятивное общение –– это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнёра по общению в целях достижения своих намерений осуществляется скрытно… При манипулятивном общении партнёр воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору качеств.

(По В. Т. Крысько)

Решение:
1) Учитель. Мария Ивановна в конце урока задает домашнее задание;
2) Директор школы. Иван Иванович следит за тем, чтобы в школе занятия велись по расписанию;
3) Ученик. Василий обучается в 10 классе, ежедневно выполняет домашнее задание.
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие выполнение социальной роли учителя, директора, ученика школы.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

Источник: NeoFamily