- Банк заданий
- Обществознание
- Задание 29042
Задание №29042 ЕГЭ по Обществознанию
Несмотря на достоинства рыночного механизма современные государства полностью не отказываются от регулирования рыночной экономики. Используя обществоведческие знания приведите три объяснения о том, какие слабые стороны рынка делают необходимым его регулирование.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано развернуто).
Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион.
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы — производство товаров — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен; б) в самом производстве создается новая стоимость — ожидаемые доходы участников рыночных сделок; в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
Другая функция рынка — выполнение роли главного контролера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей.
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...».
(Е. Ф. Борисов)
