banner

Задание №28647 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 1.2. Мировоззрение
Раздел: Человек в обществе. Духовная культура
20 линия
№28647
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о важности социальной ответственности ученых и научной этике. 

(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение).

   Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.
   На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.
   Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения. Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.
   
Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

(В.А. Куренной)

Решение:
Могут быть приведены следующие суждения:
1) важность социальной ответственности ученых заключается в том, что научные исследования могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества;
2) ученые должны стремиться к созданию научных решений, которые будут иметь положительный эффект на общество, при этом обеспечивая защиту прав человека и защиту конфиденциальности при работе с личными данными;
3) ученые должны стать образцом для других ученых и молодых исследователей, показывая, как научные знания и исследования могут быть использованы для решения социальных проблем.

Могут быть приведены другие суждения о важности социальной ответственности ученых и научной этике. Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений).

Источник: NeoFamily