- Банк заданий
- Обществознание
- Задание 11650
Задание №11650 ЕГЭ по Обществознанию
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о факторах, влияющих на развитие способностей.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение).
В процессе жизнедеятельности человек постоянно удовлетворяет свои потребности. Именно потребности действуют как исходные мотиваторы личностной деятельности, выражая условия её существования и являясь одной из важнейших коммуникационных форм взаимодействия личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в виде базовых и социальных потребностей. Характер этих потребностей разный и по содержанию, и по направленности, однако граница между ними весьма условна. Базовые потребности человека, в отличие от животных, приобретают «социальную оболочку», обусловленную условиями жизни общества, определяемой уровнем достигнутой культуры.
Потребности — своего рода культурный индикатор человека. Культура, её развитие предполагают и развитие потребностей. В процессе осмысления потребности становятся интересами личности, отражающимися в отношении к жизни и деятельности. Именно интересы определяют мотивы поведения индивида. Они подвигают человека к познавательной деятельности.
Основные потребности человека формируются в процессе социализации примерно к восемнадцати-двадцати годам и остаются относительно неизменными, претерпевая изменения только в кризисные периоды жизни и трансформации социальной среды. Другие изменения в жизни человека влияют не на состав, а на структуру ценностей, то есть на их иерархию: в индивидуальном, групповом, общественном сознании.
Потребности личности, социальных групп, общностей связаны с культурой социума. Культура делает реальным то, что находится в человеке в потенциальном состоянии, то есть даёт возможность реализоваться его сущностным силам. Культурные потребности занимают особое место в системе потребностей. Они являются своеобразным «срезом» всей системы потребностей. Любая социальная потребность является культурной потребностью человека, если она способствует реализации его сущностных сил, развитию и самореализации. Культурные потребности вырабатываются на протяжении всей истории человечества, у каждого человека они образуются в ходе его культурной деятельности.
Все эти потребности служат исходными источниками для практических действий людей. В то же время человек должен дополнить свою реальную практическую жизнь воображаемой и иллюзорной жизнью, что позволяет ему бесконечно расширять границы своего жизненного опыта. «Миры» мифологических образов, рождённые в древности, в ходе исторического опыта превращаются в художественные «миры». Эту потребность можно отнести к сущностным силам человека. Способности, их система имеют такую же структуру, потому что любой навык — это не что иное, как умение удовлетворять соответствующую потребность.
(По И. Ф. Петрову)
Решение:
Могут быть приведены следующие суждения:
1) способности могут зависеть от природных задатков индивида, определённых его наследственностью;
2) личностные качества человека, такие как трудолюбие, целеустремлённость, влияют на развитие его способностей;
3) условия жизни человека, наличие поддержки в семье, материальные возможности оказывают влияние на степень развития способностей.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии с требованием задания. Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений).
Источник: Сборник Чернышева О.А. (Легион)