Задание №11636 ЕГЭ по Обществознанию

Тема : 4.10. Избирательная система
Раздел: Политическая сфера
18 линия
№11636
Не выполнено
Сообщить об ошибке

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «демократические выборы»;
– объясните связь повышенной социальной и гражданской активности с мотивацией участия в избирательной кампании. 

(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

   В последнее время молодёжь России принимает активное участие в избирательных кампаниях кандидатов в выборные органы власти. Речь идёт о разнообразной деятельности: уличная агитация, работа в штабе, исполнение обязанностей наблюдателей или членов участковых избирательных комиссий.
   Молодёжь приходит к этой деятельности, используя как минимум две группы каналов — институциональные и сетевые. При первом варианте их направляют, например, партии или общественные движения, законодательно наделённые таким правом. Другим вариантом рекрутирования являются неформализованные сетевые структуры — связи людей на родственной или дружеской основе. Сетевой рекрутинг формирует доверие среди участников процесса.
   Можно выделить разные мотивы, которые побуждают к участию в избирательных кампаниях. Для одних она похожа на весёлое, иногда опасное приключение, воспринимается как интересный формат досуга, где собираются молодые люди для необременительной работы. Такая мотивация встречается у школьников и студентов, которым нечем занять себя в летние каникулы. Политическая повестка, идеологическая дискуссия их мало интересуют.
   Другие воспринимают избирательную кампанию как элемент построения карьеры: кто-то планирует освоить профессию политтехнолога, кто-то пытается трудоустроиться в аппарате партии или стать помощником депутата. Не исключены амбиции стать политиком. Но даже если в дальнейшем не планируется связывать карьеру с политикой, молодые люди находят возможности извлечь выгоду, например, обзавестись связями для будущих рекомендаций, строчкой в резюме.
   Некоторые молодые люди участвуют в избирательной кампании преимущественно ради денег. Для школьников и студентов это весьма неплохие деньги, но, как правило, их не особо или совершенно не интересует результат.
   Ряд молодых людей движим желанием обеспечить соблюдение процедуры выборов. Это люди с повышенной социальной и гражданской активностью. Они находятся в позиции арбитра, который стоит над схваткой и следит за тем, чтобы победил сильнейший. В их шкале предпочтений соблюдение закона стоит выше победы той политической силы, за которую они голосуют.
   И лишь небольшая часть политизированных молодых людей куёт победу «своего» кандидата. Они чётко знают, кого они представляют, за кого агитируют.
   Независимо от того, какие мотивы привели молодых людей в избирательную кампанию, этот опыт крайне важен для формирования их гражданской позиции. Но последствия такого участия крайне противоречивы. С одной стороны, получив опыт электоральной борьбы, некоторые молодые люди начинают активно интересоваться политикой и вовлекаться в избирательный процесс. С другой стороны, возможность увидеть «кухню» выборов нередко приводит молодых людей к аполитичности и полной отстранённости от электоральной темы.

(По С. Ю. Барсуковой, А. В. Звягинцеву, Л. С. Лаптиевой)

Решение:
1) основные признаки понятия «демократические выборы», например:
– альтернативность,
– равенство голосов;
– добровольность;
– всеобщность;
– гласность избирательного процесса.
(Могут быть приведены другие признаки при обязательном указании двух первых признаков из перечня).
Данный элемент ответа засчитывается только при указании в данной или близкой по смыслу формулировке трёх или более признаков, в том числе из приведённого перечня, и при отсутствии неверных позиций.
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Молодёжь с повышенной социальной и гражданской активностью стремится участвовать в избирательных кампаниях ради соблюдения установленной законом процедуры выборов, чтобы «победил сильнейший».
Может быть приведено другое корректное объяснение. Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании.

Источник: Сборник Чернышева О.А. (Легион)