banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 1.13 Научное познание. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках
Раздел: Человек и общество

1.13 Научное познание. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках

Статья
Не изучено

***

Научное познание

Научное познание – это процесс получения знаний о мире, основанный на систематическом подходе к изучению явлений и процессов в природе и обществе.

Ранее мы указывали, что существует множество форм познания. В чем же заключаются особенности научного познания?

Особенности научного познания:

  • Системность. Научные исследования проводятся в рамках определенной системы знаний, которая объясняет явления и объекты мира в целом. Это позволяет проложить путь к к созданию единой теории, которая объясняет все явления и объекты мира.
  • Эмпирическая основа. Ученые используют различные методы сбора информации, такие как эксперименты, наблюдения, опросы и архивные исследования. Благодаря этому, научные выводы и теории основываются на надежных и проверенных фактах, что делает их более достоверными.
  • Объективность. Ученые стремятся к объективным результатам, исследуя явления с разных точек зрения и применяя различные методы анализа. Следование научным принципам и неуклонное стремление к объективности позволяют получить достоверную информацию о мире.
  • Постоянное развитие и обновление знаний. Научное познание всегда открыто для обсуждения, критики и изменений. Ученые постоянно ищут новые данные, выдвигают новые гипотезы и тестируют их. Это позволяет постоянно расширять границы нашего знания и улучшать наши понимание мира.

Уровни научного познания

Научное познание – это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне ученые сосредоточены на конкретных деталях и фактах, исследуя причинно-следственные связи и различные аспекты явлений. Он играет важную роль в формировании первичной информации и данных, которые затем используются при создании и разработке теоретических моделей.

Методы эмпирического уровня научного познания:

  • Измерение. Основано на использовании инструментов и техник, позволяющих установить и оценить количественные характеристики объектов и явлений.
  • Наблюдение. Представляет собой систематическое и активное восприятие объектов и явлений для получения информации о них. Наблюдение может быть как непосредственным (прямым), так и опосредованным (через различные приборы и сенсоры).
  • Описание. Позволяет систематизировать и классифицировать полученные данные и результаты исследований. Описание может быть качественным и количественным, и в обоих случаях его целью является детальное описание объектов и явлений на основе систематического анализа.
  • Эксперимент. В эксперименте создаются определенные условия, которые позволяют контролировать и измерять влияние различных факторов на исследуемый объект или явление.

Теоретический уровень научного познания направлен на создание общих концепций, теорий и моделей, объясняющих и систематизирующих явления и факты, полученные на эмпирическом уровне.

Методы теоретического уровня научного познания:

  • Анализ и синтез. Анализ позволяет выявить особенности и свойства объекта, а синтез – создать новое знание, объединив полученные результаты.
  • Абстрагирование. Процесс выделения существенных признаков объекта или явления, игнорируя незначительные детали. Этот метод позволяет упростить изучение объекта и выделить его основные характеристики.
  • Индукция и дедукция. Индукция позволяет из частных случаев сделать общий вывод, а дедукция – на основе общего закона сделать вывод о конкретном случае.
  • Аналогия. Метод, который используется для выявления сходства между различными объектами или явлениями. Ученые находят аналогии между объектами, чтобы понять и объяснить их сходство и различия.
  • Идеализация. Метод, при котором ученые создают упрощенные модели реальности для более глубокого понимания сложных явлений. Идеализация позволяет ученым изучать закономерности и причинно-следственные связи между факторами, которые могут быть невозможны для изучения в реальном мире.
  • Моделирование. Метод создания упрощенных моделей реальности, которые позволяют ученым изучать сложные процессы и явления. Моделирование может быть математическим, физическим или компьютерным, и позволяет ученым проводить эксперименты и прогнозировать результаты.

Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках

Социально-гуманитарные науки изучают различные аспекты человеческого поведения, культуры, истории и социальных отношений.

В чем заключаются особенности познания в этой области научного знания?

  • В социально-гуманитарных науках у нас нет возможности проводить эксперименты или создавать контролируемые условия, что делает процесс исследования более сложным. Вместо этого исследователи опираются на наблюдение, анализ данных и интерпретацию информации, полученной из различных источников.
  • Социально-гуманитарные науки часто требуют использования качественных методов исследования, таких как интервью, анкетирование, наблюдение и анализ документов. Это связано с тем, что исследования в этих областях часто охватывают сложные и многоликие явления, которые не всегда возможно измерить количественно.
  • Социально-гуманитарные науки активно используют концепции и теории. Понимание основных концепций и их применение позволяют исследователям лучше понять социальные явления и описать их в своих работах. Теории в этих науках позволяют объяснить сложные явления и предсказать возможные тенденции.

Таким образом, научное познание в социально-гуманитарных науках является важным инструментом для изучения социальной действительности, развития культуры и истории. В связи с особенностями данных наук, исследователи важны для того, чтобы они были профессионально осведомлены и имели навыки анализа и интерпретации информации.