banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 1.4 Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Знание как результат познавательной деятельности, его виды
Раздел: Человек и общество

1.4 Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Знание как результат познавательной деятельности, его виды

Статья
Не изучено

***

Познание мира

Познание – это особая форма духовной деятельности людей, направленная на получение знаний о мире и о себе.

Первый вопрос, который возникает при обсуждении проблемы познаваемости мира, – это вопрос о том, можем ли мы познать окружающий мир. Ответ на этот вопрос включает несколько течений в философии: гностицизм, скептицизм и агностицизм.

Гностицизм

философское учение, которое утверждает, что человек способен достичь абсолютной истины и познать все аспекты реальности

Скептицизм

течение в философии, сторонники которого считают, что все наши знания относительны и требуют их критического переосмысления

Агностицизм

философская концепция, которая предполагает, что человек не может достичь абсолютной истины и познать все аспекты действительности

Уровни познания

Чувственное и рациональное познание – это два основных способа, которыми человек получает знания о мире.

Чувственное познание – познание, которое основывается на восприятии мира через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Оно широко используется в жизни человека, в том числе в искусстве, музыке, литературе и других сферах. Например, в повседневной жизни чувственное познание используется для восприятия окружающего мира, ориентации в пространстве и общения с другими людьми.

Формы чувственного познания

Ощущение
Восприятие
Представление
отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира
формирование целостного образа предмета с помощью органов чувств
образы, которые возникают в нашем сознании в результате восприятия и ощущений, без их непосредственного воздействия

Например, видя цветок, мы получаем ощущения его красоты. Если приблизимся, то сможет узнать не только его форму и цвет, но и ощутить аромат. Об этом мы сможем рассказать своим близким.

Чувственное познание имеет свои недостатки, которые ограничивают наше понимание и восприятие мира. Одной из главных причин ограниченности чувственного познания является его субъективность. Каждый человек имеет свой уникальный набор органов чувств, которые воспринимают информацию по-разному. Например, люди с разным цветовым зрением будут воспринимать один и тот же объект по-разному. Также, наше восприятие может быть искажено различными факторами, такими как эмоциональное состояние, предрассудки и т.д.

Еще одним ограничением чувственного познания является его поверхностность. Наше восприятие мира основано на сенсорных данных, которые не всегда отражают полную картину происходящего. Например, мы можем видеть только внешний вид предмета, но не знать его внутреннюю структуру или функцию.

***

Рациональное познание – это способ получения знаний, который основывается на логическом мышлении и анализе.

Рациональное познание играет важную роль в жизни человека, так как позволяет ему анализировать, оценивать и решать сложные задачи. Кроме того, рациональное познание является основой научного и технологического прогресса. Благодаря рациональному познанию человек создает новые технологии, изобретения и научные теории.

Формы рационального познания

Понятие
Суждение
Умозаключение
совокупность признаков и свойств, которые характеризуют объект или явление
форма мысли, в которой через связь понятий что-либо утверждается или отрицается
вывод, основанный на логической связи суждений

Например, возьмем такие понятия как январь и зима. Январь – зимний месяц года с отрицательными температурами в умеренном климате (суждение). Значит, нужно одеться теплее (умозаключение).

Рациональное познание обеспечивает глубокое проникновение в реальность, обнаружение существенных связей и отношений. В результате достигается более полное и правильное понимание того, что происходит вокруг, обнаруживается истина.

Однако, человеческий разум имеет свои ограничения, которые могут приводить к ошибочным выводам и неправильным убеждениям. Например, мы можем ошибочно интерпретировать информацию, которую получаем, из-за наших предубеждений, стереотипов или личных убеждений. Кроме того, наше рациональное познание может быть ограничено недостаточной информацией или неправильными методами анализа. Например, если мы не имеем достаточно информации об определенном явлении, то мы можем сделать неверные выводы о его природе и свойствах.

Связь чувственного и рационального познания

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чувственное познание дает человеку первичные впечатления о мире, а рациональное познание позволяет анализировать эти впечатления и создавать новые знания на их основе. Оба способа познания необходимы для полноценного понимания мира и развития науки и техники.

Вместе с тем, в философии существуют и крайние позиции в определении, что является источником познания – разум или чувства.

Эмпиризм

философская школа, основанная на идее о том, что единственным источником знаний об окружающем мире являются наши чувства и восприятие

Рационализм

философская концепция, основанная на убеждении, что разум и мышление являются основным источником знания

Знание и его виды

Знание – это результат познавательной деятельности людей.

Знание играет важную роль в различных сферах жизни человека, таких как образование, наука, технологии, культура, экономика и т.д. Поэтому постоянное обновление и расширение своих знаний является необходимым для успешной адаптации к изменяющемуся миру и достижения личных целей и успеха.

Многообразие путей (видов) познавательной деятельности определяет и широкий спектр знаний, выступающих результатом отражения действительности.

Какие мы можем выделить виды познания?

Виды познания:

  • Мифологическое
  • Обыденное
  • Религиозное
  • Художественное
  • Научное
  • Социальное
  • Самопознание

В древние времена люди объясняли природные явления и свои жизненные ситуации с помощью мифов о богах и героях. Мифологическое познание было связано с верой и не требовало научных доказательств. Оно помогало людям понять мир и свое место в нем. Вместе с мифологическим познанием, к первым формам познавательной деятельности людей мы можем отнести личную и социальную практику. Постигая себя, окружающий мир и общество, человек формировал собственный жизненный опыт. Он мог быть ограничен и противоречив, но выступал основой его жизнедеятельности.

Особыми формами познания стали наука, искусство и религия. Наука стремится к объективному осмыслению действительности, т.е. к достижению рационального и проверяемого знания, которое не зависит от чувств и умонастроений отдельных людей. Основной целью художественного познания стало отражения мира через образы - звук, цвет, телодвижение, слово. Художественное познание не претендует на объективность, оно скорее направлено на эмоциональное восприятие мира. Религия предлагает свой взгляд на мир и человека, основываясь на священных текстах и учениях. Религиозное познание помогает людям понять смысл своей жизни и место в мире, а также дает ответы на философские вопросы.

***