banner
  1. Банк заданий
  2. Литература
  3. Задание 46

Задание №46 ЕГЭ по Литературе

Тема : «Слово о полку Игореве»
Раздел: Из древнерусской литературы
4 линия№46Не выполнено
Связанные задания
Сообщить об ошибке

Выберите одно из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер в окне ответа.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

4.1. Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду? 
4.2. Е. В. Барсов считал автора «Слова о полку Игореве» истинным патриотом: «Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

Это задание составлено по произведению, которое вышло из кодификатора. Мы рекомендуем его выполнить, так как этот материал полезен для некоторых тем 5 и 11 линий ЕГЭ.

А половцы непроторенными дорогами
помчались к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи,
словно лебеди вспугнутые.

А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
по дубравам,
волки грозу накликают
по оврагам,
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.

О Русская земля! Уже ты за холмом!

Долго ночь меркнет.
Заря свет зажгла,
мгла поля покрыла,
щёкот соловьиный уснул,
говор галочий пробудился.
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.

Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и топям,
и дорогими нарядами половецкими.
Червлёный стяг,
белая хоругвь,
червлёный бунчук,
серебряное древко —
храброму Святославичу!

Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
Далеко залетело!

(«Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)

Решение:

4.1.

  • тревожное поведение животных: «беду его подстерегают птицы // по дубравам, // волки грозу накликают // по оврагам, // орлы клёкотом зверей на кости зовут, // лисицы брешут на червлёные щиты»
  • также важно обратить внимание на враждебную, гнетущую атмосферу: «Кричат телеги в полуночи, // словно лебеди вспугнутые»

4.2.

Соглашаемся с высказыванием Барсова, так как патриотизм выражен:

  • в риторическом восклицании: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»
  • в авторской характеристике героев: князь Игорь и его войско «храбрые», в то время как половецкие полки «поганые»
  • помимо этого, можно указать на авторские переживания о судьбе дружины Игоря

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 данного задания выставляется 0 баллов).

Критерии:
1 – Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 2 балла
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка – 1 балл
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки – 0 баллов

2 – Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки – 2 балла
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок – 1 балл
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) – 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)