Задание №1568 ЕГЭ по Литературе

Тема : Творчество В. А. Жуковского
Раздел: Из литературы первой половины XIX в.
9 линия
№1568
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Выберите одно из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер в окне ответа.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

9.1. Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике? 
9.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?

 

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

 

(В. А. Жуковский, 1822)

Решение:

9.1.

  • через образ моря раскрывается человеческое стремление к мечте, идеалу. 
  • лирический герой размышляет о смысле жизни, задавая морю вопросы: «Что движит твоё необъятное лоно? // Чем дышит твоя напряжённая грудь?»

9.2.

  • раскрывают идею романтического двоемирия. Небо предстаёт идеальным и недостижимым: «золотые» облака, «светозарная» лазурь, «таинственная, сладостная» жизнь. Действительность же «враждебна» - «тёмные» тучи стремятся отнять «светлое» небо
  • отражают эмоциональное состояние лирического героя. Подобно морю, он стремится к недостижимому идеалу, бунтует против действительности: его думы «тревожны», грудь «напряжённа»

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 данного задания выставляется 0 баллов).

Критерии:
1 – Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 2 балла
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка – 1 балл
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки – 0 баллов

2 – Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки – 2 балла
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок – 1 балл
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) – 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)