banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. СССР в 1920-х: архитектура, живопись и скульптура
Раздел: СССР в 1922-1939 гг.

СССР в 1920-х: архитектура, живопись и скульптура

Статья
Не изучено

***

Первая часть о литературе, науке и образовании в СССР 1920-х — вот тут.

***

Скульптура

Скультптура, наравне с изобразительным искусством и печатью, стала одним из главных инструментов пропаганды большевиков. Ещё в 1918 году Ленин издал инициативу о «монументальной пропаганде». Согласно ей, необходимо было распространить по всей стране памятники новых героев: жертв революции, марксистских авторов и других.

Карта новых памятников Москвы, возникших в 1920-х годах
Карта новых памятников Москвы, возникших в 1920-х годах

Для осуществления плана были привлечены крупнейшие скульпторы тех лет: В. Мухина, И. Шадр и А. Матвеев:

«Булыжник — оружие пролетариата», одна из самых известных работ Шадра
«Булыжник — оружие пролетариата», одна из самых известных работ Шадра
«Крестьянка» В. Мухиной
«Крестьянка» В. Мухиной
«Октябрь» А. Матвеева
«Октябрь» А. Матвеева

Все эти работы были приготовлены к выставке в честь десятилетнего юбилея октябрьской революции, и поэтому их главным посылом было прославление красноармейцев, рабочих и крестьян, демонстрация достижений революции.

Архитектура

В 1920-х годах в СССР окончательно закрепляется новый архитектурный стиль — конструктивизм. Причин его популярности было несколько: во-первых, сами творцы стремились к новому, непохожему ни на что; во-вторых, разруха в экономике после Гражданской войны требовала быстрого и практичного способа строить здания; в-третьих, стиль больше соответствовал идеологии.

Конструктивизм — направление в искусстве и архитектуре, существовавшее в СССР в 1920-1930-х годах. Характеризуется лаконичностью, строгостью и четкой геометрией форм, использованием железобетона и упором на функции зданий, а не их внешний вид.
Одна из показательных построек конструктивизма — здание министерства автодорог в Грузии, Тбилиси
Одна из показательных построек конструктивизма — здание министерства автодорог в Грузии, Тбилиси

Самым известным архитектором-конструктивистом был В. Е. Татлин, он же вместе с А. Родченко заложил теоретические основы этого стиля.

Миниатюра проекта «Башни Татлина» или «Башни III Интернационала»
Миниатюра проекта «Башни Татлина» или «Башни III Интернационала»

Из других построек конструктивистов выделяют:

Дом культуры имени С. Зуева, архитектор И.А. Голосов
Дом культуры имени С. Зуева, архитектор И. А. Голосов
Дом культуры ЗИЛ (Завода имени Лихачёва), архитекторы братья Васильевы
Дом культуры ЗИЛ (Завода имени Лихачёва), архитекторы братья Васильевы
Дом культуры имени И. Русакова, архитекто К.С. Мельников
Дом культуры имени И. Русакова, архитекто К. С. Мельников
Дом архитектора Мельникова, спроектированный им самим
Дом архитектора Мельникова, спроектированный им самим

Изобразительное искусство

Для живописи 1920-х годов характерна борьба авангарда, получившего признание после 1910-х и нового вида искусства, которое было необходимо советской власти — соцреализма.

Социалистический реализм (соцреализм) — направление в живописи социалистических стран, призванное изобразить мир глазами человека, осознавшего социалистическую концепцию мира. Стилю свойственно изображать идеализированное общество построенного социалистического строя.

Установление главенствующей роли соцреализма в СССР связанно с группой художников АХРР — Ассоциация Художников Революционной России — они, как и РАПП в литературе, стремились избавиться от «инакомыслящих», требовали отказаться от идеи «искусство ради искусства» и заявляли, что главная цель художника — запечатлеть революционную Россию такой, какая она есть.

Виднейшим членом АХРР был И. И. Бродский (не Иосиф), он является автором знаменитой «Ленинианы» — множества картин о Ленине в разные годы его политической деятельности.

Ленин в Смольном, И. Бродский, 1930 год
Ленин в Смольном, И. Бродский, 1930 год
Ленин на фоне Кремля, И. Бродский, 1924 год
Ленин на фоне Кремля, И. Бродский, 1924 год
Расстрел 26 бакинских комиссаров, И. Бродский
Расстрел 26 бакинских комиссаров, И. Бродский

Важной темой в живописи, как и в литературе, стала Гражданская война, она породила советский батальный жанр, пионером которого стал М. Б. Греков.

Трубачи Первой конной армии, М. Греков
Трубачи Первой конной армии, М. Греков
Тачанка, М. Греков
Тачанка, М. Греков

Важным элементом соцреализма было и изображение обычных граждан, жизнь которых изменилась при социализме:

Делегатка, Г. Ряжский
Делегатка, Г. Ряжский

Идейную оппозицию АХРР составило несколько объединений художников: бывшие члены «Голубой розы» и «Мира искусств» (подробнее об этом в статье "Серебряный век русской культуры: архитектура и живопись.") сформировались в группу «4 искусства» (живопись, графика, скульптура и архитектура) и продолжали работать в своих уникальных стилях. Крупнейшим представителем этого объединения был Петров-Водкин.

Смерть комиссара, К. Петров-Водкин, 1928 год
Смерть комиссара, К. Петров-Водкин, 1928 год

Выпускники ВХУТЕМАС'а попытались найти нечто среднее между реализмом АХРР и беспредметным искусством «4 искусств», поэтому в поисках своего собственного способа выражения создали «Общество станковистов» (ОСТ). Их стиль проявился в оригинальном объединении импрессионизма с плакатной живописью. Крупнейшим представителем ОСТ'а был А. А. Дейнека.

Оборона Петрограда, А. Дейнека, 1928 год
Оборона Петрограда, А. Дейнека, 1928 год

Кинематограф

Несмотря на то, что кино в России появилось ещё при царе — в 1908 году вышел первый художественный фильм «Стенька Разин» В. Ромашкова — популярным и массовым этот вид искусства станет только в 1920-х.

На это было две причины: развитие техники (фильмы стали снимать чаще, появились портативные киноустановки, позволявшие устраивать показы по всей стране) и, конечно, удобство использования кинематографа для агитации и пропаганды.

Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств важнейшим для нас является кино.
— В. И. Ленин, из диалога с Луначарским.

В рамках этой политики, в 1922 году в СССР создаётся специальный комитет по контролю и распространению кинематографа — Госкино — практически сразу после этого была издана директива о создании национальных киностудий во всех республиках страны. Кинематограф ещё с 1920-х годов выходил на конвейер.

Строительство Киевской кинофабрики при ВУКФУ (Всеукраинском фотокиноуправлении)
Строительство Киевской кинофабрики при ВУКФУ (Всеукраинском фотокиноуправлении)

Как и во многих других жанрах, важной темой, поднимаемой в кино, была Гражданская война. Были популярны фильмы ВПудовкина «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга», картина И. Перестиани «Красные дьяволята» и, конечно, работы Сергея Эйзенштейна: «Стачка», «Октябрь» и «Броненосец Потёмкин»

Памятная монета к 100-му юбилею С.М. Эйзенштейна, 1998 год
Памятная монета к 100-му юбилею С.М. Эйзенштейна, 1998 год

«Броненосец Потёмкин» произвёл фурор не только в Советском Союзе, но и в мировом кинематографе — новаторские методы и гениальная работа с камерой сделали Эйзенштейна режиссёром-классиком, которого цитируют и по сей день.

Афиша премьеры «Броненосец Потёмкин», 1925 год

Афиша премьеры «Броненосец Потёмкин», 1925 год