- Умный справочник
- История
- СССР в 1920-х: архитектура, живопись и скульптура
СССР в 1920-х: архитектура, живопись и скульптура
***
Первая часть о литературе, науке и образовании в СССР 1920-х — вот тут.
***
Скульптура
Скультптура, наравне с изобразительным искусством и печатью, стала одним из главных инструментов пропаганды большевиков. Ещё в 1918 году Ленин издал инициативу о «монументальной пропаганде». Согласно ей, необходимо было распространить по всей стране памятники новых героев: жертв революции, марксистских авторов и других.

Для осуществления плана были привлечены крупнейшие скульпторы тех лет: В. Мухина, И. Шадр и А. Матвеев:



Все эти работы были приготовлены к выставке в честь десятилетнего юбилея октябрьской революции, и поэтому их главным посылом было прославление красноармейцев, рабочих и крестьян, демонстрация достижений революции.
Архитектура
В 1920-х годах в СССР окончательно закрепляется новый архитектурный стиль — конструктивизм. Причин его популярности было несколько: во-первых, сами творцы стремились к новому, непохожему ни на что; во-вторых, разруха в экономике после Гражданской войны требовала быстрого и практичного способа строить здания; в-третьих, стиль больше соответствовал идеологии.
Конструктивизм — направление в искусстве и архитектуре, существовавшее в СССР в 1920-1930-х годах. Характеризуется лаконичностью, строгостью и четкой геометрией форм, использованием железобетона и упором на функции зданий, а не их внешний вид.

Самым известным архитектором-конструктивистом был В. Е. Татлин, он же вместе с А. Родченко заложил теоретические основы этого стиля.

Из других построек конструктивистов выделяют:




Изобразительное искусство
Для живописи 1920-х годов характерна борьба авангарда, получившего признание после 1910-х и нового вида искусства, которое было необходимо советской власти — соцреализма.
Социалистический реализм (соцреализм) — направление в живописи социалистических стран, призванное изобразить мир глазами человека, осознавшего социалистическую концепцию мира. Стилю свойственно изображать идеализированное общество построенного социалистического строя.
Установление главенствующей роли соцреализма в СССР связанно с группой художников АХРР — Ассоциация Художников Революционной России — они, как и РАПП в литературе, стремились избавиться от «инакомыслящих», требовали отказаться от идеи «искусство ради искусства» и заявляли, что главная цель художника — запечатлеть революционную Россию такой, какая она есть.
Виднейшим членом АХРР был И. И. Бродский (не Иосиф), он является автором знаменитой «Ленинианы» — множества картин о Ленине в разные годы его политической деятельности.



Важной темой в живописи, как и в литературе, стала Гражданская война, она породила советский батальный жанр, пионером которого стал М. Б. Греков.


Важным элементом соцреализма было и изображение обычных граждан, жизнь которых изменилась при социализме:

Идейную оппозицию АХРР составило несколько объединений художников: бывшие члены «Голубой розы» и «Мира искусств» (подробнее об этом в статье "Серебряный век русской культуры: архитектура и живопись.") сформировались в группу «4 искусства» (живопись, графика, скульптура и архитектура) и продолжали работать в своих уникальных стилях. Крупнейшим представителем этого объединения был Петров-Водкин.

Выпускники ВХУТЕМАС'а попытались найти нечто среднее между реализмом АХРР и беспредметным искусством «4 искусств», поэтому в поисках своего собственного способа выражения создали «Общество станковистов» (ОСТ). Их стиль проявился в оригинальном объединении импрессионизма с плакатной живописью. Крупнейшим представителем ОСТ'а был А. А. Дейнека.

Кинематограф
Несмотря на то, что кино в России появилось ещё при царе — в 1908 году вышел первый художественный фильм «Стенька Разин» В. Ромашкова — популярным и массовым этот вид искусства станет только в 1920-х.
На это было две причины: развитие техники (фильмы стали снимать чаще, появились портативные киноустановки, позволявшие устраивать показы по всей стране) и, конечно, удобство использования кинематографа для агитации и пропаганды.
Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств важнейшим для нас является кино.
— В. И. Ленин, из диалога с Луначарским.
В рамках этой политики, в 1922 году в СССР создаётся специальный комитет по контролю и распространению кинематографа — Госкино — практически сразу после этого была издана директива о создании национальных киностудий во всех республиках страны. Кинематограф ещё с 1920-х годов выходил на конвейер.

Как и во многих других жанрах, важной темой, поднимаемой в кино, была Гражданская война. Были популярны фильмы В. Пудовкина «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга», картина И. Перестиани «Красные дьяволята» и, конечно, работы Сергея Эйзенштейна: «Стачка», «Октябрь» и «Броненосец Потёмкин»

«Броненосец Потёмкин» произвёл фурор не только в Советском Союзе, но и в мировом кинематографе — новаторские методы и гениальная работа с камерой сделали Эйзенштейна режиссёром-классиком, которого цитируют и по сей день.

Афиша премьеры «Броненосец Потёмкин», 1925 год