- Умный справочник
- История
- Культура первой половины XIX века, вторая часть
Культура первой половины XIX века, вторая часть
Архитектура
Зодчество, пожалуй, оставалось единственным направлением культуры, где классицизм сохранил свою актуальность. В XIX веке он достиг пика своего идейного и технического развития, поэтому его называют зрелым, высоким классицизмом. Иногда встречается обозначение русский ампир.
Крупнейшим архитектором и создателем русского ампира считается А. Н. Воронихин — бывший крепостной семьи Строгановых, таланту которого повезло быть замеченным. Созданный им Казанский кафедральный собор до сих пор остаётся одним из главных зданий Санкт-Петербурга.
Храм не был достроен — не хватило средств из-за войны 1812 года — однако стал своеобразным символом победы над Наполеоном. В 1813 году в нём был похоронен Кутузов, а так же туда были помещены флаги и «ключи» от городов, что были освобождены русскими войсками.
Ж. Тома де Томон проектировал здание Петербургской Биржи и предал ему вид античного храма.
А. Д. Захаров — был третьим и последним архитектором петербургского здания Адмиралтейства (до него здание дважды перестраивалось). Работа Захарова сохранилась до наших дней.
Одним из самых важный приверженцев ампира, работы которого во многом определили облик имперской столицы, был Карл Иванович Росси. Он принял участие в оформлении Дворцовой площади, тем самым подчеркнув работу над Зимним дворцом Растрелли.
Напротив императорской резиденции теперь возникло здание Главного штаба, которое замкнуло площадь, а сам штаб был украшен аркой с колесницей богини победы Виктории, в руках у которой был лавровый венок и военный штандарт — символы победы над Наполеоном.
Помимо этого, Росси спроектировал Михайловский дворец (сейчас здание Русского музея), здание Александринского театра, здание Сената и Синода и здание Публичной библиотеки. (Все они расположены в Петербурге, картинки представлены в том же порядке).
Французский архитектор Огюст Монферран украсил Марсово поле, работал над проектами Павловских казарм и Императорских конюшен. Главными его работами являются Александровская колонна в Санкт-Петербурге, которая расположена в центре Дворцовой площади, и Исаакиевский кафедральный собор — главный и крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
Основным московским архитектором высокого классицизма был Осип Бове — он спроектировал множество городских ансамблей, среди них важнейшими являются Большой театр, Триумфальные ворота (на въезде в город по дороге из Петербурга) и Театральная площадь.
прим.
Выпускники часто путают Александринский и Большой театры (что, скорее, вызвано кривыми чёрно-белыми иллюстрациями в экзаменационных вариантах). Удобнее всего их различать по треугольному портику и фонтану у Московского театра — на фотографии в базе заданий ФИПИ фонтан всегда присутвтует.
Скульптура
Развитие архитектуры не могло не потянуть за собой прогресс скульптурного мастерства — очень часто статуи создавались вместе с проектами зданий, создавая органичные ансамбли.
К примеру, ангелы на светильниках углов Исаакиевского собора работы И. П. Витали.
В этой сфере отличился П. К. Клодт. Его мастерство ваяния коней по праву считается беспрецедентным.
К двухсотлетию освобождения Москвы от польских интервентов (правда, из-за войны 1812 года, его установили только к 1818 году) в Кремле был установлен памятник Минину и Пожарскому скульптора И. П. Мартоса.
Изобразительное искусство
В русскую живопись, как и в литературу, в XIX веке пришел романтизм. Его отличительными чертами можно назвать те же стремления к передаче чувств и эмоций, динамики, только уже через визуальные образы.
Ведущим портретистом первой половины века был Орест Кипренский, его кисти принадлежат повсеместно известные портреты Пушкина, Жуковского и Дениса Давыдова (руководителя партизанского отряда войны 1812 года).
Простотой и более реалистичной обстановкой окружения модели портрета заслужил свою известность Василий Тропинин — он, будучи выходцем из семьи крепостных, как и Воронихин, смог пробить сословный барьер своим талантом.
В русской живописи XIX века появился бытовой жанр, его родоночальником считается Алексей Венецианов — он находил вдохновение в деревенской жизни и любил возвышенно изображать крестьянский быт.
Развитию бытового жанра поспособствовал П. А. Федотов: он совместил его с сатирой, высмеивая состояние современного ему дворянского общества, его вредные привычки и пороки. Его картины, фактически, рассказывают целые истории.
Высшей точкой развития романтизма в русском изобразительном искусстве являются работы Карла Брюллова. В рамках академической живописи ему удалось соединить эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде (элемент реализма). Он одинаково искуссно работал и с портретами и с полотнами эпического характера.