banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. Культура первой половины XIX века, вторая часть
Раздел: Николай I

Культура первой половины XIX века, вторая часть

СтатьяНе изучено

Архитектура

Зодчество, пожалуй, оставалось единственным направлением культуры, где классицизм сохранил свою актуальность. В XIX веке он достиг пика своего идейного и технического развития, поэтому его называют зрелым, высоким классицизмом. Иногда встречается обозначение русский ампир.

Крупнейшим архитектором и создателем русского ампира считается А. Н. Воронихин — бывший крепостной семьи Строгановых, таланту которого повезло быть замеченным. Созданный им Казанский кафедральный собор до сих пор остаётся одним из главных зданий Санкт-Петербурга.

Казанский собор
Казанский собор

Храм не был достроен — не хватило средств из-за войны 1812 года — однако стал своеобразным символом победы над Наполеоном. В 1813 году в нём был похоронен Кутузов, а так же туда были помещены флаги и «ключи» от городов, что были освобождены русскими войсками.

Ж. Тома де Томон проектировал здание Петербургской Биржи и предал ему вид античного храма.

Здание Биржи в Санкт-Петербурге
Здание Биржи в Санкт-Петербурге

А. Д. Захаров — был третьим и последним архитектором петербургского здания Адмиралтейства (до него здание дважды перестраивалось). Работа Захарова сохранилась до наших дней.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Одним из самых важный приверженцев ампира, работы которого во многом определили облик имперской столицы, был Карл Иванович Росси. Он принял участие в оформлении Дворцовой площади, тем самым подчеркнув работу над Зимним дворцом Растрелли.

Здание Генерального штаба в Санкт-Петербурге
Здание Генерального штаба в Санкт-Петербурге

Напротив императорской резиденции теперь возникло здание Главного штаба, которое замкнуло площадь, а сам штаб был украшен аркой с колесницей богини победы Виктории, в руках у которой был лавровый венок и военный штандарт — символы победы над Наполеоном.

Помимо этого, Росси спроектировал Михайловский дворец (сейчас здание Русского музея), здание Александринского театра, здание Сената и Синода и здание Публичной библиотеки. (Все они расположены в Петербурге, картинки представлены в том же порядке).

undefined

undefined

undefined

undefined

Французский архитектор Огюст Монферран украсил Марсово поле, работал над проектами Павловских казарм и Императорских конюшен. Главными его работами являются Александровская колонна в Санкт-Петербурге, которая расположена в центре Дворцовой площади, и Исаакиевский кафедральный собор — главный и крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

Александровская колонна Дворцовой площади
Александровская колонна Дворцовой площади
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Основным московским архитектором высокого классицизма был Осип Бове — он спроектировал множество городских ансамблей, среди них важнейшими являются Большой театр, Триумфальные ворота (на въезде в город по дороге из Петербурга) и Театральная площадь.

Театральная площадь и Большой театр Москвы
Театральная площадь и Большой театр Москвы

прим.
Выпускники часто путают Александринский и Большой театры (что, скорее, вызвано кривыми чёрно-белыми иллюстрациями в экзаменационных вариантах). Удобнее всего их различать по треугольному портику и фонтану у Московского театра — на фотографии в базе заданий ФИПИ фонтан всегда присутвтует.

Триумфальные ворота у тверской заставы
Триумфальные ворота у тверской заставы

Скульптура

Развитие архитектуры не могло не потянуть за собой прогресс скульптурного мастерства — очень часто статуи создавались вместе с проектами зданий, создавая органичные ансамбли.
К примеру, ангелы на светильниках углов Исаакиевского собора работы И. П. Витали.

Культура первой половины XIX века, вторая часть, изображение №13

В этой сфере отличился П. К. Клодт. Его мастерство ваяния коней по праву считается беспрецедентным.

Скульптурный ансамбль «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге
Скульптурный ансамбль «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге
Конный памятник Николаю I рядом с Исаакиевским собором. Уникальный памятник, так как у него только две точки опоры.
Конный памятник Николаю I рядом с Исаакиевским собором. Уникальный памятник, так как у него только две точки опоры.

К двухсотлетию освобождения Москвы от польских интервентов (правда, из-за войны 1812 года, его установили только к 1818 году) в Кремле был установлен памятник Минину и Пожарскому скульптора И. П. Мартоса.

Культура первой половины XIX века, вторая часть, изображение №16

Изобразительное искусство

В русскую живопись, как и в литературу, в XIX веке пришел романтизм. Его отличительными чертами можно назвать те же стремления к передаче чувств и эмоций, динамики, только уже через визуальные образы.

Ведущим портретистом первой половины века был Орест Кипренский, его кисти принадлежат повсеместно известные портреты Пушкина, Жуковского и Дениса Давыдова (руководителя партизанского отряда войны 1812 года).

undefined

undefined

undefined

Простотой и более реалистичной обстановкой окружения модели портрета заслужил свою известность Василий Тропинин — он, будучи выходцем из семьи крепостных, как и Воронихин, смог пробить сословный барьер своим талантом.

«Кружевница»
«Кружевница»
Прижизненный портрет Пушкина кисти Тропинина
Прижизненный портрет Пушкина кисти Тропинина

В русской живописи XIX века появился бытовой жанр, его родоночальником считается Алексей Венецианов — он находил вдохновение в деревенской жизни и любил возвышенно изображать крестьянский быт.

На пашне. Весна
На пашне. Весна
Гумно
Гумно

Развитию бытового жанра поспособствовал П. А. Федотов: он совместил его с сатирой, высмеивая состояние современного ему дворянского общества, его вредные привычки и пороки. Его картины, фактически, рассказывают целые истории.

Свежий кавалер
Свежий кавалер
Сватовство майора
Сватовство майора

Высшей точкой развития романтизма в русском изобразительном искусстве являются работы Карла Брюллова. В рамках академической живописи ему удалось соединить эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде (элемент реализма). Он одинаково искуссно работал и с портретами и с полотнами эпического характера.

Всадница
Всадница
Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи