- Умный справочник
- История
- Культура XVIII века: архитектура и живопись
Культура XVIII века: архитектура и живопись
Русская архитектура к середине XVIII века тоже не стояла на месте — к периоду правления Елизаветы Петровны начал формироваться стиль, получивший её имя в названии — «Елизаветинское барокко».
Этот стиль связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли, сыном К. Б. Растрелли, которому удалось соединить элементы итальянского барокко XVII века и популярного в его время французского рококо, сохранив наследие зодчих эпохи Петра I и Анны Иоанновны.
Работы Ф. Б. Растрелли
Отличительными чертами «елизаветинского барокко» можно назвать яркие, пышные, прихотливые формы, сложные архитектурные объемы объектов, обильный растительный орнамент и мягкие изгибы.
- 1755 г. — Большой Петергофский Дворец, построенный по примеру французского Версаля
- 1757 г. — Екатерининский дворец Царского Села, который Екатерина II называла «взбитым кремом»
- 1762 г. — Зимний Дворец Санкт-Петербурга, пятое здание Эрмитажа, до 1904 года был официальной резиденцией императорской семьи
- 1764 г. — Ансамбль Смольного Монастыря, где позже будет расположен Институт Благородных Девиц
В таком же порядке:
Растрелли вдохновил многих русских архитекторов, среди которых выделился Савва Чевакинский.
Классицизм
К 1760-м годам господствующим стилем в русской культуре, как и в Европе, становится классицизм. Его архитектурные характеристики не отличались от литературных: ориентация на античность, сдержанность, строгость, простота. Основными элементами были коллонады, портики, пилястры.
Главные постройки
- 1785 г. — Мраморный Дворец Санкт-Петербурга архитектора Антонио Ринальди
- 1788 г. — здание Академии Художников в Санкт-Петербурге. Работа А.Ф. Кокоринова и Ж. -Б. Валлен-Деламота
- 1784-1786 гг. — Дом Пашкова в Москве. Работа В. И. Баженова считается одним из главных шедевров раннего русского классицизма
- 1787 г. — Сенатский дворец Московского Кремля, построенный Матвеем Казаковым
- 1789 г. — Здание Академии Наук в Санкт-Петербурге, работа Джакомо Кваренги
- 1789 г. — Таврический дворец Санкт-Петербурга архитектора И. Старова
Изобразительное искусство
Во второй половине XVIII века русский портрет достигает высшей точки своего развития, он же и остается основным жанром русской живописи.
Фёдор Рокотов был мастером небольших камерных портретов, он прекрасно передавал черты своих моделей даже в официальных парадных работах.
Дмитрий Левицкий считается гением торжественного портрета — он умело совмещал атрибуты и аксессуары окружения с характерами изображенных им персонажей.
Владимир Боровиковский писал поэтичные (так называемые) интимные работы, ярким примером чего является портрет Лопухиной.
В XVIII веке в русской живописи появляются ранее несуществовавшие жанры: исторические изображения и пейзаж.