banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. Культура XVIII века: архитектура и живопись
Раздел: Екатерина II

Культура XVIII века: архитектура и живопись

СтатьяНе изучено

Русская архитектура к середине XVIII века тоже не стояла на месте — к периоду правления Елизаветы Петровны начал формироваться стиль, получивший её имя в названии — «Елизаветинское барокко».

Этот стиль связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли, сыном К. Б. Растрелли, которому удалось соединить элементы итальянского барокко XVII века и популярного в его время французского рококо, сохранив наследие зодчих эпохи Петра I и Анны Иоанновны.

Палаццо Кариньяно в Турине — пример классического итальянского барокко
Палаццо Кариньяно в Турине — пример классического итальянского барокко
Дворец Келуш в Лиссабоне — яркий пример архитектурного рококо середины XVIII века
Дворец Келуш в Лиссабоне — яркий пример архитектурного рококо середины XVIII века
Хотя рококо — это, в первую очередь, про внутренне убранство. Отель Д'Эстре в Париже
Хотя рококо — это, в первую очередь, про внутренне убранство. Отель Д'Эстре в Париже

Работы Ф. Б. Растрелли

Отличительными чертами «елизаветинского барокко» можно назвать яркие, пышные, прихотливые формы, сложные архитектурные объемы объектов, обильный растительный орнамент и мягкие изгибы.

  • 1755 г. — Большой Петергофский Дворец, построенный по примеру французского Версаля
  • 1757 г. — Екатерининский дворец Царского Села, который Екатерина II называла «взбитым кремом»
  • 1762 г. — Зимний Дворец Санкт-Петербурга, пятое здание Эрмитажа, до 1904 года был официальной резиденцией императорской семьи
  • 1764 г. — Ансамбль Смольного Монастыря, где позже будет расположен Институт Благородных Девиц

В таком же порядке:

undefinedundefinedundefinedundefined

Растрелли вдохновил многих русских архитекторов, среди которых выделился Савва Чевакинский.

Никольский Морской собор Санкт-Петербурга — первый в России военный собор
Никольский Морской собор Санкт-Петербурга — первый в России военный собор

Классицизм

К 1760-м годам господствующим стилем в русской культуре, как и в Европе, становится классицизм. Его архитектурные характеристики не отличались от литературных: ориентация на античность, сдержанность, строгость, простота. Основными элементами были коллонады, портики, пилястры.

Парфенон в Афинах
Парфенон в Афинах

Главные постройки

  • 1785 г. — Мраморный Дворец Санкт-Петербурга архитектора Антонио Ринальди
Культура XVIII века: архитектура и живопись, изображение №10
  • 1788 г. — здание Академии Художников в Санкт-Петербурге. Работа А.Ф. Кокоринова и Ж. -Б. Валлен-Деламота
Культура XVIII века: архитектура и живопись, изображение №11
  • 1784-1786 гг. — Дом Пашкова в Москве. Работа В. И. Баженова считается одним из главных шедевров раннего русского классицизма
Культура XVIII века: архитектура и живопись, изображение №12
  • 1787 г. — Сенатский дворец Московского Кремля, построенный Матвеем Казаковым
Культура XVIII века: архитектура и живопись, изображение №13
  • 1789 г. — Здание Академии Наук в Санкт-Петербурге, работа Джакомо Кваренги
Культура XVIII века: архитектура и живопись, изображение №14
  • 1789 г. — Таврический дворец Санкт-Петербурга архитектора И. Старова
Культура XVIII века: архитектура и живопись, изображение №15

Изобразительное искусство

Во второй половине XVIII века русский портрет достигает высшей точки своего развития, он же и остается основным жанром русской живописи.

Фёдор Рокотов был мастером небольших камерных портретов, он прекрасно передавал черты своих моделей даже в официальных парадных работах.

Портрет Александры Струйской
Портрет Александры Струйской
Парадный портрет Екатерины II
Парадный портрет Екатерины II

Дмитрий Левицкий считается гением торжественного портрета — он умело совмещал атрибуты и аксессуары окружения с характерами изображенных им персонажей.

Портрет П.А. Демидова
Портрет П. А. Демидова
Портрет «Екатерина II — законодательница»
Портрет «Екатерина II — законодательница»
Серия портретов «Смолянок» — учениц Института Благородных Девиц
Серия портретов «Смолянок» — учениц Института Благородных Девиц

Владимир Боровиковский писал поэтичные (так называемые) интимные работы, ярким примером чего является портрет Лопухиной.

Портрет Марии Лопухиной
Портрет Марии Лопухиной

В XVIII веке в русской живописи появляются ранее несуществовавшие жанры: исторические изображения и пейзаж.

Владимир и Рогнеда. А.П. Лосенко
Владимир и Рогнеда. А. П. Лосенко
Вид в окрестностях Петербурга. С.Ф. Щедрин
Вид в окрестностях Петербурга. С. Ф. Щедрин