banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. Культура первой половины XIX века, первая часть.
Раздел: Николай I

Культура первой половины XIX века, первая часть.

Статья
Не изучено

Образование

Распространение идей Просвещения и либеральная политика Александра I способствовали развитию системы образования в России в первые полтора десятилетия XIX века. Подробнее об этом можно узнать вот тут.

Однако, когда разум царя стал больше склоняться к религии и мистицизму, это отразилось и на его политических решениях. Показательным моментом стал разгром Казанского университета, который еще известен, как «Дело Магницкого». Назначение нового попечителя Казанского учебного округа в 1819 году повлекло за собой массовые увольнения преподавателей, переделку программ обучения философии, истории и медицины.

Портрет М.Л. Магницкого. Неизвестный художник
Портрет М. Л. Магницкого. Неизвестный художник

Среднее образование тоже развивалось медленнее — указ о создании гимназий в каждом губернском городе так и не был осуществлён за 30 лет. Большинство детей из высших сословий обучалось на дому, чему способствовало множество иностранных гувернёров, оставшихся в России после войны 1812 года.

При Николае I ситуация ухудшилась: гонения стали более массовыми в рамках новой цензурной политики. Больше информации в статье "Николай I: внутриполитическая ситуация". Несмотря на открытие новых училищ и институтов (правоведения, межевого, восточных языков), система образования не соответствовала потребностям времени: ощущался явный недостаток квалифицированных кадров для применения достижений промышленного переворота.

Николаевский милитаризм проявлялся в расширении сети военных учебных заведений. К примеру, в 1832 году была открыта Императорская военная академия, а в 1855 году появились Артиллерийская и Инженерная академии.

Наука

Развитие системы университетов привело к расцвету русской науки в первой половине XIX века. Помимо привычных научных центров — Академии наук и Московского университета — стали формироваться учёные сообщества на базе Казанского, Петербургского, Харьковского и других университетов.

Впервые стали появляться независимые от государственных учреждений научне общества: географическое, математическое, археологическое, историческое и другие.

Учредители Русского Географического общества
Учредители Русского Географического общества

Главные изобретатели

  • Н. И. Лобачевский —математик, создатель теории «неевклидовой» геометрии.
  • Н. Н. Зинин — химик, которые впервые синтезировал анилин, очень важное вещество для фармацевтики. Более того, анилин смог заменить натуральные красители, это удешивило их производство.
  • В. Я. Струве— в 1839 году под его руководством была открыта Пулковская обсерватория. Исследовательсий центр внёс большой вклад в изучение Млечного Пути.
  • Н. Н. Пирогов — один из наиболее известных теоретиков медицины XIX века. Он создал первый в мире атлас топографической анатомии и активно применял свои знания на практике.
  • Н. М. Карамзин — был не только писателем, но и историком. Его «История Государства Российского» в 12-ти томах, основанная на государственных архивах, стала важной вехой в исторической науке и повлияла на работы М. П. Погодина и С. М. Соловьёва.
Культура первой половины XIX века, первая часть., изображение №3
 

Путешественники

1803-1806 гг. — первое русское кругосветное плавание, которое совершили И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева». Во время этого плавания было открыто и описано множество островов в Тихом океане.

Марштут экспедиции Крузенштерна и Лисянского
Марштут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

1819-1821 гг. — экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу, во время которой в 1820 году ими была обнаружена Антрактида.

Маршрут путешествия Беллинсгаузена и Лазарева
Маршрут путешествия Беллинсгаузена и Лазарева

Литература

Передовым элементом русской культуры первой половины XIX века, что обозначил тот самый «Золотой Век», была литература. Это было обусловлено тесными связями с европейской культурой и распространением либеральных настроений — творцы начали осознавать свою гражданскую миссию. Ответом на новые веяния стало распространение нового жанра — романтизма.

Романтизм — течение в литературе и искусстве, противопоставившее себя строгости и рациональности классицизма. Романтики возвышали значение чувств, эмоций и душевных мук, интересовались неординарными героями, одиночками, которые боролись против целого мира.

Образцом русского романтизма считается В. А. Жуковский и его баллады «Людмила» и «Светлана», его примеру следовали поэты-декабристы: Рылеев, Бестужев, Одоевский.

Романтизмом пропитаны и ранние работы известных А. С. Пушкина («Цыганы», «Кавказский пленник») и М. Ю. Лермонтова («Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича..»). Однако важно понимать, что они оба — невероятно сложные авторы, которые проходили черех много периодов творчества, в том числе драматургию и гражданскую лирику.

Одна из иллюстраций к поэме «Мцыри»
Одна из иллюстраций к поэме «Мцыри»

Пушкина с его «Евгением Онегиным» так же считают родоначальником русского реализма, который будет доминирующим стилем русской литературы и живописи вплоть до конца XIX века.

Реализм — течение в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Закреплению позиций реализма способствовало творчество Н. В. Гоголя. Его работы («Петербургские повести», «Ревизор», «Мёртвые души») являются уникальным и своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска.

Театр

В 1820-1830-е годы классицизм был вытеснен и из театральной сцены, новые веяния находили отражение даже в таких крупных заведениях, как Московский Малый театр и Александринский в Петербурге. Появились актёры, поражавшие зрителей своей эмоциональностью и искренностью, среди них выделялись П. С. МочаловМ. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.

Формируется и русская классическая музыка. Этот процесс стоит связывать с именем Михаила Глинки — он считается первым музыкантом с мировой славой из России. Использование фольклорных мотивов и народной музыки в операх «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя»(Иван Сусанин), позволили ему создать необычное звучание, что оставило след в истории музыки.

В необычном жанре народно-бытовой психологической драмы работал А.С. Даргомыжский. В опере «Русалка» и песнях «Старый капрал», «Червяк» он по-новому использовал вокальные партии и даже музыкально воспроизводил обычную человеческую речь.