- Банк заданий
- Биология
Банк заданий ЕГЭ-2025: Биология
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался воздух с различным количеством углекислого газа. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Известно, что в тропических лесах очень редко встречаются рощи, состоящие из деревьев только одного вида. Исследователи высадили в роще, состоящей из одного вида деревьев, два саженца цедрелы — растения, не являющегося местным видом. Один саженец был защищен от муравьев барьером, а другой — нет. Исследователи наблюдали за активностью муравьев на листьях саженцев цедрелы и измеряли участки мертвой ткани листа по прошествии суток. При этом листья не поедались какими-либо животными, а отмирали под действием химического вещества. Результаты отражены на диаграмме.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, для чего в эксперименте принимал участие саженец, полностью защищенный от муравьев? Предположите, почему листья цедрелы отмирали. На основании эксперимента сделайте вывод о том, как в тропиках формируются рощи растений одного вида.
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Ученый уравновесил спокойно лежащего человека на специальных весах (положение тела показано на рисунке). Затем экспериментатор дождался, когда испытуемый заснет. Он заметил, что когда испытуемый расслабляется и засыпает, опускается та часть доски, на которой лежат ноги испытуемого.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль (экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию). С какой целью необходимо такой контроль ставить?
Ученый исследовал влияние гормонов щитовидной железы на метаморфоз головастиков прудовой лягушки. Он отобрал по 30 личинок одного возраста и поместил их в аквариумы с водой комнатной температуры, содержащие различную концентрацию тироксина. В первом аквариуме концентрация тироксина составляла 1 мкМ, во втором — 0,1 мкМ, в третьем — 0,01 мкМ. Спустя три недели ученый оценил количество особей, которые полностью завершили метаморфоз. Результаты ученый отразил в таблице.
Аквариум | Концентрация тироксина, мкМ | Число особей, завершивших метаморфоз |
1 | 1 | 29 |
2 | 0,1 | 12 |
3 | 0,01 | 0 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
* Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Ученые исследовали термостабильность фермента пероксидазы из семенных оболочек сои. Навеску выделенного и очищенного фермента растворяли в калий-фосфатном буфере, имевшем рН 6,0. Приготовленные образцы инкубировали на водяной бане при температуре 45°C, 60°C, 75°C и 90°C в течение 30 минут. После этого активность пероксидазы измеряли по стандартной методике и выражали в процентах от максимально возможной. Результаты отражены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смогли сформулировать исследователи перед постановкой эксперимента? Объясните, для чего в эксперименте использовали буферный раствор. Почему результаты эксперимента могли быть недостоверными, если бы вместо буферного раствора использовали водопроводную воду?
* Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Ученый изучал влияние фитогормонов на развитие растений карликового гороха сорта Метеор одного возраста. В своем эксперименте исследователь обрабатывал растения гиббереллином (гиббереллиновой кислотой, ГК3) и визуально оценивал их внешнее состояние. На рисунке представлена схема эксперимента, цифрами на табличках указаны дозы гиббереллина в микрограммах (мкг).
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой эффект, видимый на рисунке, оказывает гиббереллин на развитие органов растений? Назовите эти органы. Чем обусловлено возникновение такого эффекта? На основании эксперимента, объясните, почему обработка гиббереллином способствует увеличению урожайности.
Ученый изучал мукор и пеницилл на трех питательных средах разного состава. В чашки Петри изначально помещалась культура грибов обоих видов, а затем ученый наблюдал за их развитием. Среда №3 — смесь питательных сред №1 и №2. Описание опыта указано на рисунке.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль (экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию). С какой целью необходимо такой контроль ставить?
Экспериментатор получал сок из листьев растений табака, пораженных мозаичной болезнью (покрыты желтыми пятнами), пропускал сок через фильтры и втирал в листья здоровых растений (см. рисунок).
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль (экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию). С какой целью необходимо такой контроль ставить?
Ученый изучал выживаемость особей разного пола у птиц пустельги, имеющих выводки птенцов. В своем эксперименте исследователь формировал выводки с разным количеством птенцов, перекладывая яйца между гнездами. Всего было сформировано три типа выводков: уменьшенный (3 птенца), нормальный (5 птенцов) и увеличенный (7 птенцов). Затем ученый определял выживаемость родительских особей для этих выводков в течение зимы, следующей за периодом размножения. Результаты представлены на диаграмме.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Известно, что о птенцах пустельги заботятся как самцы, так и самки. У некоторых видов птиц самцы не заботятся о своем потомстве. Если бы это относилось к пустельге, то как бы результаты эксперимента отличались от представленных выше? Ответ поясните.
Ученый изучал влияние фитогормонов на развитие проростков гороха. В своем эксперименте исследователь в темноте обрабатывал растение этиленом и оценивал его внешнее состояние. На рисунке представлена схема опыта, цифрами указана концентрация этилена в миллионных долях.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Как этилен влияет на характер роста проростков? Объясните, почему для проведения опыта исследователь выбрал темную комнату. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в комнате будет какое-либо освещение?
Ученый в течение года определял количество пигментов в листьях растений, и составил диаграммы.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? На основании эксперимента установите, как количество пигментов в листе соотносится с продолжительностью светового дня. Какой тип реакции живых организмов иллюстрирует эксперимент?
Экспериментатор поместил кошку на поднос. Медленно опустил поднос, а затем резко поднял кверху (рисунок слева). Потом резко опустил вниз (рисунок справа). Ученый наблюдал за конечностями кошки.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль (экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию). С какой целью необходимо такой контроль ставить?
В амебах рода Acanthamoeba могут паразитировать как внутриклеточные бактерии-хламидии Parachlamydia acanthamoebae, так и различные вирусы, например, венавирус Viennavirus. Исследователи решили изучить, как присутствие в клетке амеб хламидий влияет на развитие вирусной инфекции. Схемы и результаты опытов приведены в таблице.
Вариант эксперимента | Репликация вирусного генома и сборка вирионов через 12 часов после заражения | Репликация вирусного генома и сборка вирионов через 24 часа после заражения |
Одновременное заражение амеб хламидиями и вирусами | Происходит неинтенсивно | Происходит неинтенсивно |
Заражение амеб сначала вирусами, спустя 12 часов - хламидиями | Происходит интенсивно | Происходит интенсивно |
Заражение амеб сначала хламидиями, спустя 12 часов - вирусами | Происходит неинтенсивно | Не происходит |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
* Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Ученый подвергал одинаковой физической нагрузке две группы мышей: имеющих мутацию double muscle, блокирующую выработку гормона миостатина, и не имеющих этой мутации. В ходе эксперимента ученый фиксировал степень развития мышечной ткани в обеих группах. Результаты показаны на рисунках. На рисунках справа — мутантная мышь, слева — мышь без мутации.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему нагрузка в эксперименте должна быть строго одинаковой для всех мышей. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что рацион мышей в двух группах мог отличаться?
Экспериментатор выращивал картофель сначала в темноте, а затем на свету (см. рисунок).
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему температура в помещениях, где располагались клубни картофеля, должна поддерживаться на одном уровне? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверны, если известно, что использованные клубни картофеля имели существенно различную массу?