banner

27 линия
№69250
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК по направлению от 5 ’ к 3 ’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (траснкрибируемая)):

5'-ГЦТААТГЦТАТГААЦГТТАГГАГАГ-3'
3'-ЦГАТТАЦГАТАЦТТГЦААТЦЦТЦТЦ-5'

Определите верный фрагмент открытой рамки считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте начала полипептидной цепи. При ответе учитывайте, что полипептидная цепь начинается с аминокислоты мет. Известно, что итоговый полипептид, кодируемый этим геном, имеет длину более четырех аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

undefined

Решение:
1) последовательность иРНК: 5'-ГЦУААУГЦУАУГААЦГУУАГГАГАГ-3';
2) аминокислоте мет соответствует кодон 5'-АУГ-3' (АУГ);
3) синтез начинается со второго кодона АУГ (с 10-го нуклеотида);
4) потому что при синтезе с первого кодона 5'-АУГ-3' (АУГ) полипептид обрывается (в рамке считывания присутствует стоп-кодон);
5) фрагмент открытой рамки считывания: 5'-АУГААЦГУУАГГАГАГ-3';
6) последовательность полипептида: мет-асн-вал-арг-арг.

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Рохлов)