- Русский язык
- Открытые варианты КИМ от ФИПИ
- Открытый вариант ЕГЭ-2025
Открытый вариант ЕГЭ-2025
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Иногда чрезвычайно важно осветить по-новому какое-нибудь знакомое и, по-видимому, хорошо изученное явление его обновлённой проблематизацией, открытием в нём новых сторон с помощью ряда определённо направленных вопросов. Особенно <…> важно в тех областях, где исследование переобременено массой щепетильных и детальных, но лишённых всякого направления описаний и классификаций. При такой обновлённой проблематизации может оказаться, что какое-нибудь явление, представлявшееся частным и второстепенным, имеет принципиальное значение для науки. Удачно поставленной проблемой можно вскрыть заложенные в таком явлении методические возможности.
Таким в высшей степени продуктивным «узловым» явлением представляется так называемая чужая речь, то есть синтаксические шаблоны «прямая речь», «косвенная речь», «несобственно-прямая речь», модификация этих шаблонов и вариации этих модификаций, которые мы встречаем в языке для передачи чужих высказываний и для включения этих высказываний именно как чужих в связный монологический контекст.
Исключительный методологический интерес, присущий этим явлениям, до сих пор совершенно не оценён. В этом на поверхностный взгляд второстепенном вопросе синтаксиса учёные не сумели увидеть проблемы огромной общелингвистической и принципиальной важности. И именно при социологическом подходе к изучению языка вскрывается вся методологическая значительность, вся показательность этого явления.
(По В. Н. Волошинову)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОСВЕТИТЬ. кого, что. Сделать светлым; направить лучи света на кого/что-нибудь; снабдить светом. Луна осветила поляну.
2) МАССА. Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы.
3) ЧУЖОЙ. Далёкий по духу, взглядам. Братья стали чужими.
4) ВЗГЛЯД. перен. Мнение, суждение. Правильный взгляд на вещи.
5) ВОПРОС. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения; задача, требующая решения; проблема. Оставить вопрос открытым.
Иногда чрезвычайно важно осветить по-новому какое-нибудь знакомое и, по-видимому, хорошо изученное явление его обновлённой проблематизацией, открытием в нём новых сторон с помощью ряда определённо направленных вопросов. Особенно <…> важно в тех областях, где исследование переобременено массой щепетильных и детальных, но лишённых всякого направления описаний и классификаций. При такой обновлённой проблематизации может оказаться, что какое-нибудь явление, представлявшееся частным и второстепенным, имеет принципиальное значение для науки. Удачно поставленной проблемой можно вскрыть заложенные в таком явлении методические возможности.
Таким в высшей степени продуктивным «узловым» явлением представляется так называемая чужая речь, то есть синтаксические шаблоны «прямая речь», «косвенная речь», «несобственно-прямая речь», модификация этих шаблонов и вариации этих модификаций, которые мы встречаем в языке для передачи чужих высказываний и для включения этих высказываний именно как чужих в связный монологический контекст.
Исключительный методологический интерес, присущий этим явлениям, до сих пор совершенно не оценён. В этом на поверхностный взгляд второстепенном вопросе синтаксиса учёные не сумели увидеть проблемы огромной общелингвистической и принципиальной важности. И именно при социологическом подходе к изучению языка вскрывается вся методологическая значительность, вся показательность этого явления.
(По В. Н. Волошинову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Эпитеты («изученное явление», «обновлённой проблематизации», «поставленной проблемой», «синтаксические шаблоны», «методологическая значительность»), метафоры (имеет принципиальное значение для науки, модификации этих шаблонов) способствуют созданию эмоциональности, выразительности изложения, передают авторскую оценку описываемых явлений.
2) Отвлечённость и обобщённость изложения обеспечиваются употреблением книжной лексики (проблематизация, модификация, контекст).
3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины и терминологические сочетания (прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и др.).
4) Текст написан языком художественной литературы, так как цель автора – эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя с помощью создания живых образов, картин, а не посредством приведения логических доводов.
5) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (исследование, описаний, высказываний и др.), конструкции с обособленными членами, сложноподчинённые предложения.
Иногда чрезвычайно важно осветить по-новому какое-нибудь знакомое и, по-видимому, хорошо изученное явление его обновлённой проблематизацией, открытием в нём новых сторон с помощью ряда определённо направленных вопросов. Особенно <…> важно в тех областях, где исследование переобременено массой щепетильных и детальных, но лишённых всякого направления описаний и классификаций. При такой обновлённой проблематизации может оказаться, что какое-нибудь явление, представлявшееся частным и второстепенным, имеет принципиальное значение для науки. Удачно поставленной проблемой можно вскрыть заложенные в таком явлении методические возможности.
Таким в высшей степени продуктивным «узловым» явлением представляется так называемая чужая речь, то есть синтаксические шаблоны «прямая речь», «косвенная речь», «несобственно-прямая речь», модификация этих шаблонов и вариации этих модификаций, которые мы встречаем в языке для передачи чужих высказываний и для включения этих высказываний именно как чужих в связный монологический контекст.
Исключительный методологический интерес, присущий этим явлениям, до сих пор совершенно не оценён. В этом на поверхностный взгляд второстепенном вопросе синтаксиса учёные не сумели увидеть проблемы огромной общелингвистической и принципиальной важности. И именно при социологическом подходе к изучению языка вскрывается вся методологическая значительность, вся показательность этого явления.
(По В. Н. Волошинову)
Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мозаИчный
2) ерЕтик
3) прирУченный
4) дОверху
5) чЕрпать
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проведённый молодыми учёными СРАВНИМЫЙ анализ помог выявить те методы исследования, которые позволили получить достоверные результаты.
Герой испытывал ГОРДОСТЬ за свою страну.
Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.
На нас чуть не обрушилась КАМЕННАЯ глыба, да мы успели отбежать в сторону.
Каждое ГОДИЧНОЕ кольцо дерева состоит из летнего и зимнего слоёв, которые различают по окрасу: светлый слой является летним, а тёмный – зимним.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
По сравнению с характеристиками ламп накаливания в качестве одного из положительных достоинств люминесцентных ламп можно назвать высокую светоотдачу.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОДСТРИГЛИ куст
в ОДНОЙ кроссовке
выдать ДВУМСТАМ сотрудникам
в ПОЛУТОРА километрах
ЛЯЖЬТЕ на спину
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
Предложения
1) Обнаружив в кометах органические вещества, у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
2) В зоопарке мы услышали нехарактерные обезьянам звуки и даже записали их на диктофон.
3) Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
4) Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.
5) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.
6) Сегодня люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем прежде.
7) Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой.
8) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на выставку художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
9) В журнале «Юности» была опубликована интересная рецензия на вышедшие сборники стихотворений.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) б..гровый, диап..зон, (смотреть) иск..са
2) (предвыборная) к..мпания, загром..ждать, т..мительный
3) бар..льеф, бл..стящий, сомн..ваться
4) обр..мление, симп..тичный, р..внина
5) сж..мать (кулак), проч..тать (книгу), ч..стота (помещения)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) по..веска (с изумрудом), на..ставить (платье), пре..защита (диссертации)
2) под..грать, пред..нфарктное (состояние), меж..нститутский
3) пред..юбилейный, об..ёмный, в..юга
4) пр..станище, пр..стыдил (друга), пр..волье (вокруг)
5) не..добный (пирог), ра..гореться, во..держание (от пищи)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) щаве́л..вый, гру́ш..вый
2) обезвод..ли (землю), леле..ть (ребёнка)
3) милост..вый, толщ..на
4) издавн.., (посмотреть) направ..
5) ко́вш..к, чере́ш..нка
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ненавид..вший, засте́л..м (постель)
2) насто..нный (чай), зала..вшая (собака)
3) вылет..шь, слыш..м
4) неприемл..мый, движ..мый
5) (море) рокоч..т, (журавль) курлыч..т
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Мы продолжали идти вперёд, (НЕ)СМОТРЯ ни на какие трудности.
2) Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.
3) (НЕ)СУЛИ́ журавля в небе, а дай синицу в руки.
4) Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлтолиловую тучу.
5) Если моя выходка вам кажется смешна, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня (НИ)МАЛО не огорчит
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (К)ВЕЧЕРУ он был уже весь мокрый; его санитарная сумка, как ни берёг он её от воды, в конце концов ТО(ЖЕ) намокла.
2) Бежать (ОТ)СЮДА нужно, да (ПО)СКОРЕЕ!
3) (ОТ)ЧЕГО люди не летают ТАК(ЖЕ), как птицы?
4) А. Н. Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) каждая фраза соответствовала выдвинутой идее.
5) Да и (ВО)ОБЩЕ не такой это человек, чтобы работать (В)(ПОЛ)СИЛЫ
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
«Повесть време(1)ы́х лет» называет книги реками, торжестве(2)о поящими Вселе(3)ую мудростью поисти(4)е неизмеримой глубины.
