- Русский язык
- Тренировочные варианты
- Апрель. Пробник №7
Апрель. Пробник №7
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.
Семьдесят лет — немалый срок не только в жизни человека, но и в истории страны.
А за те семь десятков лет, которые протекли со времени моего рождения, мир так изменился, будто я прожил на свете по меньшей мере лет семьсот.
Нелегко оглядеть такую жизнь. Как ни напрягаешь память, добраться до истоков жизни, до раннего детства почти невозможно.
Отчего же мы так плохо помним свои младенческие годы? Оттого ли, что они были очень давно и заслонены последующими десятилетиями? А может быть, мы не помним своих первых лет просто потому, что были в эти годы слишком глупы, ничего не видели, не замечали, не понимали?
Нет, всякий, кому приходилось наблюдать ребят двух-трёх лет, знает, как они сообразительны, сколько у них сложных чувств и переживаний.
В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов. Ребёнок усваивает всю речевую премудрость — по крайней мере, настолько, <…> довольно бегло и правильно начать говорить, — к двум годам. Он изучает язык, а наряду с этим приобретает множество самых важных и существенных сведений о мире. Всего, что входит в сознание ребёнка за эти первые годы, не перечислишь. Жизнь его полна открытий. Самые заурядные случаи и происшествия повседневной жизни кажутся ему событиями огромной важности.
(По С. Я. Маршаку)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСТОРИЯ. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю.
2) ПРОТЕЧЬ. Пройти, миновать. Время протекло.
3) СЛОЖНЫЙ. Состоящий из нескольких частей. Многообразный по составу частей и связей между ними. Сложное вещество.
4) ЧУВСТВО. Осознанное отношение к чему-нибудь. Чувство долга.
5) ИЗУЧИТЬ. Научно исследовать, познать. Изучить древнюю рукопись.
Семьдесят лет — немалый срок не только в жизни человека, но и в истории страны.
А за те семь десятков лет, которые протекли со времени моего рождения, мир так изменился, будто я прожил на свете по меньшей мере лет семьсот.
Нелегко оглядеть такую жизнь. Как ни напрягаешь память, добраться до истоков жизни, до раннего детства почти невозможно.
Отчего же мы так плохо помним свои младенческие годы? Оттого ли, что они были очень давно и заслонены последующими десятилетиями? А может быть, мы не помним своих первых лет просто потому, что были в эти годы слишком глупы, ничего не видели, не замечали, не понимали?
Нет, всякий, кому приходилось наблюдать ребят двух-трёх лет, знает, как они сообразительны, сколько у них сложных чувств и переживаний.
В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов. Ребёнок усваивает всю речевую премудрость — по крайней мере, настолько, <…> довольно бегло и правильно начать говорить, — к двум годам. Он изучает язык, а наряду с этим приобретает множество самых важных и существенных сведений о мире. Всего, что входит в сознание ребёнка за эти первые годы, не перечислишь. Жизнь его полна открытий. Самые заурядные случаи и происшествия повседневной жизни кажутся ему событиями огромной важности.
(По С. Я. Маршаку)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Данный текст относится к научному стилю, так как в нём используются точные даты (семьдесят лет, лет семьсот, двухтрёх лет, к двум годам) и термины (университеты, язык).
2) Для того чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, поднятой в тексте, автор использует риторические вопросы.
3) Для синтаксиса текста характерно использование сложноподчинённых предложений, помогающих автору сделать мысль более ясной и чёткой.
4) Второе предложение текста противопоставлено первому.
5) Используемые в тексте синтаксические средства: парцелляция, сравнительные обороты — делают рассуждение логичным и последовательным.
Семьдесят лет — немалый срок не только в жизни человека, но и в истории страны.
А за те семь десятков лет, которые протекли со времени моего рождения, мир так изменился, будто я прожил на свете по меньшей мере лет семьсот.
Нелегко оглядеть такую жизнь. Как ни напрягаешь память, добраться до истоков жизни, до раннего детства почти невозможно.
Отчего же мы так плохо помним свои младенческие годы? Оттого ли, что они были очень давно и заслонены последующими десятилетиями? А может быть, мы не помним своих первых лет просто потому, что были в эти годы слишком глупы, ничего не видели, не замечали, не понимали?
Нет, всякий, кому приходилось наблюдать ребят двух-трёх лет, знает, как они сообразительны, сколько у них сложных чувств и переживаний.
В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов. Ребёнок усваивает всю речевую премудрость — по крайней мере, настолько, <…> довольно бегло и правильно начать говорить, — к двум годам. Он изучает язык, а наряду с этим приобретает множество самых важных и существенных сведений о мире. Всего, что входит в сознание ребёнка за эти первые годы, не перечислишь. Жизнь его полна открытий. Самые заурядные случаи и происшествия повседневной жизни кажутся ему событиями огромной важности.
(По С. Я. Маршаку)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) отбылА
2) бантОв
3) сОздав
4) вОвремя
5) сОришь
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Он пришел к нему на тренировку под предлогом какого-то срочного ЛИЧНОГО вопроса.
ВЫДАЧА приданого затягивалась самым непонятным образом.
Он не замечал УДВОЕННОГО к себе внимания, рассеянно улыбался, с ленцой подходил к дивану и небрежно разваливался, далеко выставив ноги.
Сама судьба посылала писателю ПОНЯТЛИВОГО читателя.
Надеюсь, на этот раз у человечества получится создать достаточно ГАРМОНИЧЕСКИЙ мир.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Камин как часть интерьера до своего современного вида и назначения претерпел долгую эволюцию развития.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
отряд ПАРТИЗАН
ЛОЖИТЕ на стол
ТОНЧАЙШИЕ нити
предъявите на входе ПРОПУСКА
по ОБЕИМ сторонам
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного
Предложения
1) Серия картин «Тополя», написанная Моне в течение двух месяцев, состояла из пятнадцати полотен: деревья изображались в зависимости от освещённости и погоды в различное время суток в разное время года.
2) На картине И. К. Айвазовского «Девятом вале», признанной шедевром в первый же день выставки в далёком 1850 году, изображено море после сильного ночного шторма.
3) Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущённый ропот.
4) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
5) Сейчас композитор почти не даёт концертов и мало гастролирует, а смысл своей жизни находит, что заботится о внуках.
6) Пятерым медицинским сестрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
7) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
8) Можно согласиться с теми, кто считает, что уже на самом раннем этапе творчества психолингвист А. Р. Лурия предпринял первые шаги в разработке проблемы социальной обусловленности речевого развития.
9) Между пятьюдесятью участниками форума молодых предпринимателей вскоре установились непринуждённые, почти дружеские отношения.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) огр..ничение, к..нференция, (волосы) выг..рели (на солнце)
2) разв..твление, над..рёшь (в огороде лука), нас..комое
3) треп..тать, характ..ризовать, в..теран
4) обл..котиться, дек..ративный, кол..ссальный
5) инт..рьер, (горько) прич..тать, с..реневый
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) на..треснутый, о..бойный, по..черкнуть
2) с..еденный, раз..единить, пред..юбилейный
3) во..местить, бе..донный, и..бавиться
4) (стоять) п..одаль, нед..стача, д..красна
5) пр..стыдить, пр..ломление, пр..забавный
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) изворотл..вый, прясл..це
2) соч..нский, прослав..ть
3) рж..ной, нищ..нский
4) старУш..чий, забол..вать
5) чиновн..чий, ряж..нка
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (звери) чу..т, кочу..щие (стада)
2) став..шь (цветы в вазу), обожа..мый
3) услыш..нный, служ..щие (граждане)
4) накин..шь (пальто), наполн..вший (комнату светом)
5) маш..щий (флагом), (они) наточ..т (коньки)
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов
1) Дачный участок располагался (НЕ)ДАЛЕКО от города, поэтому до него можно было доехать на рейсовом автобусе.
2) Нужно собрать все (НЕ)НУЖНЫЕ игрушки и отдать их маленьким детям.
3) В доме было (НЕ)ПРОТОПЛЕНО, потому что никто не знал, что мы приедем раньше.
4) (НЕ)СМОТРЯ на плохое самочувствие, он все равно решил пойти на деловую встречу, которая была давно запланирована.
5) В вопросах, касающихся истории Средневековья, я абсолютный (НЕ)ВЕЖДА.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Лучше всего чуть отодвинуть кресло и сесть (В)ПОЛОБОРОТА, ЧТО(БЫ) оба собеседника всё время были у вас перед глазами.
2) После того как соперники забрасывали свои бутылки, ватага ребятишек, расположившихся (В)НИЗУ на помосте для пловцов, бросалась в воду (НА)ПЕРЕГОНКИ и, ныряя на месте бултыхнувшихся бутылок, доставала их со дна.
3) Вспоминая о том или ином из своих современников, он вместе с каждым из них КАК(БЫ) проходил весь его творческий путь со всеми его удачами, печалями, трудностями, и ОТ(ТОГО) эти статьи воспринимаются нами как повести, в которых есть завязка, развязка и чисто беллетристическая сюжетная ткань.
4) (МИКРО)ОРГАНИЗМ передается (ВОЗДУШНО)КАПЕЛЬНЫМ путем и вызывает крупные эпидемии в странах Африки, расположенных между Сахарой и экватором.
5) Паустовский много лет жил в Тарусе, здесь и (ДОМ)МУЗЕЙ его, и памятник у Оки — с любимой собакой (В)ОБНИМКУ.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей