- Русский язык
- Тренировочные варианты
- Декабрь. Пробник №6
Декабрь. Пробник №6
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ещё так свежи в памяти времена, когда, для того чтобы писатель поближе познакомился с жизнью страны и народа, устраивались так называемые «творческие командировки».
Но как эти времена от нас далеки! <…> период Великой Отечественной войны литература наша без всяких творческих командировок провела с народом и среди народа, переживая с ним трудности, невзгоды и радости. А быть с народом — это значит прикоснуться к земле, к жизни, к житейским будням, без которых немыслима реалистическая литература. На деле это значит проводить дни и месяцы в землянке или блиндаже, мерить ногами километры или трястись в грузовике, ночевать в степи и встречать людей в самые трудные и суровые дни их жизни, когда характер их раскрывается до дна.
Война научила писателей многому. Прежде всего научила писать много, и при этом в самых неблагоприятных условиях. А ведь ещё Чехов говорил, что если писать мало, то испишешься прежде, чем начнёшь писать по-настоящему.
Война научила нас наблюдать точнее, запоминать бережнее, чувствовать сильнее и глубже, чем мы умели прежде.
(С. Я. Маршак)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПОЗНАКОМИТЬСЯ. Получить, собрать сведения о чём-нибудь. Познакомиться с обстановкой.
2) ЖИЗНЬ. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Законы жизни.
3) РАДОСТЬ. Ощущение большого душевного удовлетворения. Испытывать радость.
4) ТРУДНЫЙ. Доставляющий беспокойство. Трудный ребёнок.
5) ХАРАКТЕР. Совокупность всех психических, духовных свойств, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действиях, поведении. Мягкий характер.
Ещё так свежи в памяти времена, когда, для того чтобы писатель поближе познакомился с жизнью страны и народа, устраивались так называемые «творческие командировки».
Но как эти времена от нас далеки! <…> период Великой Отечественной войны литература наша без всяких творческих командировок провела с народом и среди народа, переживая с ним трудности, невзгоды и радости. А быть с народом — это значит прикоснуться к земле, к жизни, к житейским будням, без которых немыслима реалистическая литература. На деле это значит проводить дни и месяцы в землянке или блиндаже, мерить ногами километры или трястись в грузовике, ночевать в степи и встречать людей в самые трудные и суровые дни их жизни, когда характер их раскрывается до дна.
Война научила писателей многому. Прежде всего научила писать много, и при этом в самых неблагоприятных условиях. А ведь ещё Чехов говорил, что если писать мало, то испишешься прежде, чем начнёшь писать по-настоящему.
Война научила нас наблюдать точнее, запоминать бережнее, чувствовать сильнее и глубже, чем мы умели прежде.
(С. Я. Маршак)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Автор использует в тексте антонимы не только для создания антитезы (много и мало), но и для выражения полноты охвата описываемого явления (невзгоды и радости).
2) Эмоциональность и образность тексту придают анафора, метонимия (период Великой Отечественной войны литература наша… провела с народом и среди народа), метафора (свежи в памяти времена, характер их раскрывается до дна).
3) Основной тип речи данного текста — повествование, так как автор рассказывает о событиях в их временной последовательности.
4) Чтобы повысить информативную насыщенность текста и убедить читателя в верности своей позиции, автор использует цитату Чехова.
5) В тексте используются все виды сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
Ещё так свежи в памяти времена, когда, для того чтобы писатель поближе познакомился с жизнью страны и народа, устраивались так называемые «творческие командировки».
Но как эти времена от нас далеки! <…> период Великой Отечественной войны литература наша без всяких творческих командировок провела с народом и среди народа, переживая с ним трудности, невзгоды и радости. А быть с народом — это значит прикоснуться к земле, к жизни, к житейским будням, без которых немыслима реалистическая литература. На деле это значит проводить дни и месяцы в землянке или блиндаже, мерить ногами километры или трястись в грузовике, ночевать в степи и встречать людей в самые трудные и суровые дни их жизни, когда характер их раскрывается до дна.
Война научила писателей многому. Прежде всего научила писать много, и при этом в самых неблагоприятных условиях. А ведь ещё Чехов говорил, что если писать мало, то испишешься прежде, чем начнёшь писать по-настоящему.
Война научила нас наблюдать точнее, запоминать бережнее, чувствовать сильнее и глубже, чем мы умели прежде.
(С. Я. Маршак)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) исчЕрпать
2) местностЕй
3) граждАнство
4) озлОбленный
5) отрОчество
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Посторонние, пытавшиеся проникнуть на территорию Центра поддержки командования учениями и военного образования не подчинились СЛОВЕСНОМУ предупреждению военнослужащего караульной службы и напали на него.
Список критериев отнесения книг к ПАМЯТЛИВОМУ наследию необходимо расширить, в него должны попасть издания и документы времён Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Мысль доставать по АБОНЕМЕНТУ из музея различные коллекции, столь необходимые при занятиях естествознанием, соблазняла нас, и мы решили добиваться разрешения пользоваться ими.
Более тысячи учащихся российских школ разных регионов пройдут по ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМУ маршруту «Духовные истоки».
Особенностью проекта является то, что в конце каждой серии зрителям предлагается смастерить бумажную ПОДЕЛКУ и потренировать мелкую моторику.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема требовала серьезного подхода к делу, поэтому ученые кропотливо работали над задачей, предлагая различные всевозможные варианты решений.
В одном из слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибки, записав верное слово.
ИХ шаги
Пара ГОЛЬФ
ШЕСТЬЮСТАМИ зрителями
Плащ ПРОМОК
ЗАБАВНЕЙШАЯ история
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
1) Математик А.Н. Колмогоров рассказывал, что во время своего первого открытия расходящегося ряда на протяжении трех суток не ел, не пил, а только думал.
2) Те, кто не мог себе позволить оплатить место в ряду, сбывал товар с воза или раскладывал на рогоже, расстеленной на земле.
3) Русская культура чаепития имела массу игровых моментов, часть из которых была негласно прописана этикетом.
4) Хозяйка должна была формально извиниться за попавший в чашку гостя чайный листочек.
5) Полотна, привезенные с Волги, сразу поставили Левитана в ряд великих художников.
6) Вчера он возвращается домой и позвонил Филиппу с намерением перенести сделку на завтра, но тот сказал, что покупателя в городе нет и не будет вплоть до назначенного дня.
7) Корь оказывает влияние на смертность не только в следующий период непосредственно за инфекцией, но и в более поздний период времени.
8) Продавец на рынке был в курсе общей ситуации как в своем ряду, а также на всем базаре, зная, что происходит у конкурентов и какие на что цены.
9) Мулла взбегал на пятый этаж, и, возвращаясь с прогулки, его одышка пропала.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) водор..сли, подг..реть, прил..жить
2) г..лова, р..сток, покл..ниться
3) м..ридиан, ап..льсин, ош..ломлённый
4) закл..нать, р..акция, в..теран
5) вызв..лить, упл..тнить, предст..вительный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..мкнуть, пр..остановить, пр..лежный
2) об..ск, за..ндеветь, небез..звестный
3) пр..смотр (фильма), п..лететь, пр..родина
4) на..ломить, пре..писание, по..толкнуть
5) с..езд, ар..ергард, об..явить
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) фасол..вый, забол..вать
2) причудл..вый, достра..вать
3) рождеств..нский, кирилл..ца
4) оранж..вый, дешёв..нький
5) зате..ть, отта..вая
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Ненавид..щий, стел..щийся
2) Обдума..м, обид..вший
3) Рассказыва..шь, прикле..л
4) Держ..шь, мастер..м
5) Обещ..нный, очищ..нный
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)УКЛЮЖИЙ щенок смешно перевалился через край коробки и побрел на кривых лапках.
2) Катя опять была (НЕ)ПРИЧЁСАНА и одета кое-как, словно только что встала с постели.
3) Совершенно очевидно, что ему (НЕ)КОМУ рассказать о своих несчастьях.
4) Никто (НЕ)ДОЛЖЕН говорить о таких вещах!
5) (НЕ)НАДО было дразнить собаку.
Укажите вариант(ы) ответа(ов), в котором(ых) все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номер(а) ответа(ов).
1) Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым.
2) Вопреки ожиданиям нам ВСЁ(ТАКИ) разрешили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.
3) (В)ДАЛИ на солнце жёлтый лист сверкает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр.
4) ТАК(ЖЕ), как и вчера, Алексей при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону.
5) (ЕСТЕСТВЕННО)НАУЧНЫЕ дисциплины важны и (ПРИ)ТОМ интересны.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Фёдор разжёг костёр, подвесил над ним очище(1)ый оловя(2)ый котелок с водой для травя(3)ого чая, принёс из лодки мешок с продуктами, расстелил чистую полотня(4)ую тряпицу, на неё положил деревя(5)ые ложки и алюминиевые кружки, аккуратно нареза(6)ый хлеб.