- Русский язык
- Варианты ФИПИ 2025
- Вариант ФИПИ №27
Вариант ФИПИ №27
Самостоятельно подберите наречие меры и степени, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это наречие.
Имя Достоевского не нуждается в преувеличенных восторгах — он <...> велик. По-видимому, оценочные категории, применимые ко всему его творчеству, выходят за вульгарно-социологические пределы однозначных «да» или «нет», решительно ломают банальные измерения таланта, подобно тому как глобальные понятия несовместимы с комнатными аксиомами.
Достоевский огромен и обыкновенен, страстно целеустремлён и противоречив, добр и зол, любвеобилен и исполнен ненависти — он сложен. Но при всём этом, несомненно, его объединяет в нераздельно целую фигуру одно — одержимое стремление к познанию человеческой сути через трагедию и страдание, постигающее истину. Фигурально выражаясь, формула движения его героев складывается из следующих этапов: жизнь — ад, в муках осознание самого себя — чистилище, смирение — врата нравственного рая.
Как и у всех художников мирового звучания, истина для Достоевского не золотое сияние прекрасного июльского дня, не любовь как просто любовь, не зло как просто зло, не добро как просто добро. Мысли и страсти человеческие всегда лежат в сердцевине этих извечных чувств, однако проявлены они при столкновении с жизнью с такой пронзительной болью, что все персонажи писателя из людей будто заурядных вырастают в явления необычные, исключительные, неповторимые. Дмитрий и Иван Карамазовы, князь Мышкин, Раскольников, Настасья Филипповна, Грушенька, Свидригайлов, Ставрогин — это уже не литературные характеры как воплощение самой натуры, это нечто большее, ибо они ходят по земле, они абсолютно реальны, но в то же время в них ошеломительная и выходящая из ряда вон объёмность.
(По Ю. В. Бондареву)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРЕДЕЛ. Пространственная или временная граница чего-н. За пределами страны.
2) СУТЬ. Самое главное и существенное в чём-л., сущность. Войти в с. дела. Вникнуть в с. вопроса. Самую с. узнал.
3) БОЛЬ. Ощущение страдания. Физическая б. Душевная б.
4) ХАРАКТЕР. Образ, содержащий типичные, обобщённые черты какой-либо группы людей; тип. Комедия характеров. Характеры изображены с поразительной живостью.
5) НАТУРА. То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия, в отличие от изображённого. Познакомиться с чем-н. в натуре. Рисовать с натуры и натуру.
Имя Достоевского не нуждается в преувеличенных восторгах — он <...> велик. По-видимому, оценочные категории, применимые ко всему его творчеству, выходят за вульгарно-социологические пределы однозначных «да» или «нет», решительно ломают банальные измерения таланта, подобно тому как глобальные понятия несовместимы с комнатными аксиомами.
Достоевский огромен и обыкновенен, страстно целеустремлён и противоречив, добр и зол, любвеобилен и исполнен ненависти — он сложен. Но при всём этом, несомненно, его объединяет в нераздельно целую фигуру одно — одержимое стремление к познанию человеческой сути через трагедию и страдание, постигающее истину. Фигурально выражаясь, формула движения его героев складывается из следующих этапов: жизнь — ад, в муках осознание самого себя — чистилище, смирение — врата нравственного рая.
Как и у всех художников мирового звучания, истина для Достоевского не золотое сияние прекрасного июльского дня, не любовь как просто любовь, не зло как просто зло, не добро как просто добро. Мысли и страсти человеческие всегда лежат в сердцевине этих извечных чувств, однако проявлены они при столкновении с жизнью с такой пронзительной болью, что все персонажи писателя из людей будто заурядных вырастают в явления необычные, исключительные, неповторимые. Дмитрий и Иван Карамазовы, князь Мышкин, Раскольников, Настасья Филипповна, Грушенька, Свидригайлов, Ставрогин — это уже не литературные характеры как воплощение самой натуры, это нечто большее, ибо они ходят по земле, они абсолютно реальны, но в то же время в них ошеломительная и выходящая из ряда вон объёмность.
(По Ю. В. Бондареву)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст характеризуется рядом особенностей: преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.
2) Автор стремится передать личное отношение к тому, о чём он говорит, продемонстрировать свою точку зрения, убедить читателя. Для этого в тексте используются различные средства выразительности, например антонимы («да» — «нет», добр — зол, ад — рай, заурядных — необычные), синонимы (необычные, исключительные, неповторимые).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, обособленные определения, вводные слова.
4) Система доказательств, используемая автором текста, позволяет ему убедить читателя в мысли, высказанной им во втором (2) предложении текста: «По-видимому, оценочные категории, применимые ко всему его творчеству, выходят за вульгарно-социологические пределы однозначных „да“ или „нет“, решительно ломают банальные измерения таланта, подобно тому как глобальные понятия несовместимы с комнатными аксиомами».
5) Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется слабой выраженностью личной позиции автора.
Имя Достоевского не нуждается в преувеличенных восторгах — он <...> велик. По-видимому, оценочные категории, применимые ко всему его творчеству, выходят за вульгарно-социологические пределы однозначных «да» или «нет», решительно ломают банальные измерения таланта, подобно тому как глобальные понятия несовместимы с комнатными аксиомами.
Достоевский огромен и обыкновенен, страстно целеустремлён и противоречив, добр и зол, любвеобилен и исполнен ненависти — он сложен. Но при всём этом, несомненно, его объединяет в нераздельно целую фигуру одно — одержимое стремление к познанию человеческой сути через трагедию и страдание, постигающее истину. Фигурально выражаясь, формула движения его героев складывается из следующих этапов: жизнь — ад, в муках осознание самого себя — чистилище, смирение — врата нравственного рая.
Как и у всех художников мирового звучания, истина для Достоевского не золотое сияние прекрасного июльского дня, не любовь как просто любовь, не зло как просто зло, не добро как просто добро. Мысли и страсти человеческие всегда лежат в сердцевине этих извечных чувств, однако проявлены они при столкновении с жизнью с такой пронзительной болью, что все персонажи писателя из людей будто заурядных вырастают в явления необычные, исключительные, неповторимые. Дмитрий и Иван Карамазовы, князь Мышкин, Раскольников, Настасья Филипповна, Грушенька, Свидригайлов, Ставрогин — это уже не литературные характеры как воплощение самой натуры, это нечто большее, ибо они ходят по земле, они абсолютно реальны, но в то же время в них ошеломительная и выходящая из ряда вон объёмность.
(По Ю. В. Бондареву)
Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) позвАла
2) нЕнависть
3) щемИт
4) прозорлИвый
5) прИбыв
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я вернулся в комнату, где мой ГОДОВАЛЫЙ сын спал, ворочаясь в кровати.
ОРГАНИЧЕСКИЙ дуэт балерины и танцора стал важной находкой хореографа, ставившего спектакль.
В новой квартире мы не стали устанавливать ВАННУ, посчитав душевую кабину более правильным решением.
Цветы этого растения содержат стойкий жёлтый КРАСЯЩИЙ пигмент.
ПОЧЁТНЫЙ гражданин — звание, присуждаемое за большой вклад в культуру, науку, искусство, экономику города.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Эту ветхую рухлядь давно уже пора было отправить на чердак, но как-то рука не поднималась на бабушкино наследство.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
спелых ВИШЕНЬ
пара ДЖИНСОВ
скоро ВЫЗДОРОВЕЮ
ОБОИМИ ботинками
МАШЕТ руками
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) неправильное употребление имени числительного
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Предложения
1) У ребёнка есть некая ежедневная норма движения, заданная самой природой: пробежать около семи километров, напрячь диафрагму (закричать) более двухсот раз, поднять в сумме чуть менее ста килограммов.
2) Я ответил бабушке, что проснулся в три часа утра, потому что озяб.
3) А. С. Пушкин бросает вызов обществу, заявляя, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
4) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
5) В архиве дела должны храниться девяносто шесть лет, а по истечению этого срока они подлежат уничтожению.
6) Вследствие длительного отсутствия катера на поиски судна было послано двое самолётов.
7) Рассматривая экспонаты коллекции, молодому геологу казалось, что он уже видел эти минералы в природе.
8) Надя попросила, чтобы её хотя бы раз выслушали до конца.
9) Анна Ивановна, приходившая к ним раз в две недели стирать бельё, воскликнула, глядя на эту вечно склонённую над письменным столом голову, что для такого человека она б не только выстирала, но и накрахмалила всё.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разж..гание (костра), ф..гурировать, ут..шение
2) в..щественные (доказательства), осл..плённый, сув..ренитет
3) нагром..здить, к..нкурент, ст..рониться
4) обр..зность, либер..лизм, м..кнуть (хлеб в соль)
5) мот..вировать, ист..на, экcпр..ссивный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..подлобья, мирово..зрение, ра..жать
2) нед..верие, поз..вчера, пр..славяне
3) без..нвентарный, под..тожить, сверх..скусный
4) с..ёжиться, необ..езженный, от..единить
5) Пр..уралье, пр..танцовывать, пр..поднять
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) нов..зна, изменч..вый
2) камен..ик, извоз..ик (название профессии)
3) бедняц..кий, одес..кий
4) застр..вать, продл..вать
5) (передать) дословн.., (наесться) досыт..
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) почу..вший (опасность), припа..нный (к чайнику носик)
2) танцу..шь, невид..мый
3) (он) выжив..т, выкач..нный (из гаража автомобиль)
4) вер..щий (в добро), (они) ма..тся (от жары)
5) грохоч..щие волны, (продавцы) назнач..т (цену)
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Литвинов также понимал, что именно опыта и знания ему (НЕ)ДОСТАВАЛО.
2) В эту осень (НЕ)БЫЛО золотых деньков.
3) Не сияли берёзовые перелески под (НЕ)ГРЕЮЩИМ солнцем.
4) Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых ещё (НЕ)СКОШЕННОЙ травой заливных лугов.
5) Однако концерт всё же был (НЕ)ОКОНЧЕН.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Лучше (КАК)НИБУДЬ в солнечный погожий день пробежаться на лыжах (ПО)ХОРОШЕМУ ровному снегу.
2) ПОДХОДИТЕ(КА) (ПО)БЛИЖЕ, дайте на вас посмотреть.
3) Когда уходили от берега, море уже подёрнулось (ТЁМНО)СВИНЦОВОЙ рябью совсем (ПО)ЗИМНЕМУ.
4) Как мне ни было страшно, ВСЁ(ТАКИ) КАКАЯ(ТО) сила не позволила мне отступить.
5) Вокруг была потрясающая тишина и струились волны, а она пела, и, (ПО)МОЕМУ, ЧТО(ТО) грустное.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Америго Веспуччи постепе(1)о были составле(2)ы подробные карты обнаруже(3)ых Колумбом берегов и доказа(4)о открытие нового материка. Созда(5)ыми картами долгое время пользовались многие путешестве(6)ики.