- Русский язык
- Варианты ФИПИ 2025
- Вариант ФИПИ №24
Вариант ФИПИ №24
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
Техника ХХ века почти уничтожила расстояния. Можно (берём лишь техническую сторону вопроса), пожелав искупаться в Чёрном море, слетать туда между завтраком и обедом. Рассказывают, что один болельщик летал из Москвы в Петербург на интересный футбольный матч. Ещё бы: полёт до Петербурга занимает 55 минут. Пожалуй‚ до московского стадиона с другого конца столицы проедешь ничуть не меньше. Путешествия, на которые раньше люди тратили месяцы и месяцы, теперь занимают десять-пятнадцать часов. Казалось бы, подобная революция в способах передвижения человека по нашей планете (вернее будет сказать: над нашей планетой) должна была бы высвободить огромное количество времени. Но в том-то и состоит парадокс, что свободного времени у нас стадо гораздо меньше, чем, скажем, во времена, когда из Петербурга в Москву ездили исключительно на лошадях.
Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. B Швейцарии обратят ваше внимание на Альпы, в Албании — на цвет адриатической воды (особенно если смотреть с перевала Логара), в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон...
Бесконечно красива наша планета Земля! Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти поврозь, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.
Страна, красивейшая в мире, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье? Жаль вот только, подчас не хватает времени, и наверняка не хватит его в конце концов на то, чтобы увидеть и узнать как следует <…>, что мы называем нашей Родиной.
(По В. А. Солоухину)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ТЕХНИКА. Совокупность приёмов, применяемых в каком-н. деле, мастерстве. Музыкальная т. Т. безопасности.
2) ЗАНИМАТЬ. Заполнить собой какое-н. пространство, промежуток времени. Работа заняла весь день.
3) СВОБОДНЫЙ. Пользующийся свободой. С. народ. С. труд.
4) БЕСКОНЕЧНЫЙ(-О). Непомерно длинный, непрекращающийся. Переговоры длились бесконечно.
5) СЧАСТЬЕ. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью.
Техника ХХ века почти уничтожила расстояния. Можно (берём лишь техническую сторону вопроса), пожелав искупаться в Чёрном море, слетать туда между завтраком и обедом. Рассказывают, что один болельщик летал из Москвы в Петербург на интересный футбольный матч. Ещё бы: полёт до Петербурга занимает 55 минут. Пожалуй‚ до московского стадиона с другого конца столицы проедешь ничуть не меньше. Путешествия, на которые раньше люди тратили месяцы и месяцы, теперь занимают десять-пятнадцать часов. Казалось бы, подобная революция в способах передвижения человека по нашей планете (вернее будет сказать: над нашей планетой) должна была бы высвободить огромное количество времени. Но в том-то и состоит парадокс, что свободного времени у нас стадо гораздо меньше, чем, скажем, во времена, когда из Петербурга в Москву ездили исключительно на лошадях.
Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. B Швейцарии обратят ваше внимание на Альпы, в Албании — на цвет адриатической воды (особенно если смотреть с перевала Логара), в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон...
Бесконечно красива наша планета Земля! Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти поврозь, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.
Страна, красивейшая в мире, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье? Жаль вот только, подчас не хватает времени, и наверняка не хватит его в конце концов на то, чтобы увидеть и узнать как следует <…>, что мы называем нашей Родиной.
(По В. А. Солоухину)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст написан в публицистическом стиле: рассчитан на широкий круг читателей, ставит актуальные проблемы, содержит общественно значимую информацию.
2) В первом (1) абзаце текста автор обращает внимание читателей на то, что технический прогресс уничтожил расстояния, поэтому у человека появилось гораздо больше времени, чтобы путешествовать, «чем, скажем, во времена, когда из Петербурга в Москву ездили исключительно на лошадях».
3) Чтобы рассказать о красивейших уголках нашей планеты, автор употребляет имена существительные, которые называют предметы, не являющиеся единичными (Чёрном море, Швейцарии, Альпы, Албании и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — сложноподчинённые предложения, восклицательное предложение, вставные конструкции.
5) Риторический вопрос в последнем абзаце текста убеждает читателей в том, какую ничтожно малую роль техника играет в современном мире.
Техника ХХ века почти уничтожила расстояния. Можно (берём лишь техническую сторону вопроса), пожелав искупаться в Чёрном море, слетать туда между завтраком и обедом. Рассказывают, что один болельщик летал из Москвы в Петербург на интересный футбольный матч. Ещё бы: полёт до Петербурга занимает 55 минут. Пожалуй‚ до московского стадиона с другого конца столицы проедешь ничуть не меньше. Путешествия, на которые раньше люди тратили месяцы и месяцы, теперь занимают десять-пятнадцать часов. Казалось бы, подобная революция в способах передвижения человека по нашей планете (вернее будет сказать: над нашей планетой) должна была бы высвободить огромное количество времени. Но в том-то и состоит парадокс, что свободного времени у нас стадо гораздо меньше, чем, скажем, во времена, когда из Петербурга в Москву ездили исключительно на лошадях.
Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. B Швейцарии обратят ваше внимание на Альпы, в Албании — на цвет адриатической воды (особенно если смотреть с перевала Логара), в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон...
Бесконечно красива наша планета Земля! Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти поврозь, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.
Страна, красивейшая в мире, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье? Жаль вот только, подчас не хватает времени, и наверняка не хватит его в конце концов на то, чтобы увидеть и узнать как следует <…>, что мы называем нашей Родиной.
(По В. А. Солоухину)
Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) облИлась
2) сорИт
3) Отзыв (о книге)
4) озлобИть
5) жИлось
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Виновник случившегося отвернулся, пряча свой ПУГЛИВЫЙ взгляд.
Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ вид.
После НЕУДАЧНОЙ попытки взять высоту спортсмен очень расстроился.
Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИЙНЫЙ отпуск.
Город выглядел таинственно, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ драмы.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Весь экипаж корабля не смыкал взгляда целую ночь, никто даже не помышлял о сне, все старались поддержать капитана в трудные для него минуты.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
из тонкого ТЮЛЯ
пусть ПОПРОБОВАЕТ
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
нет спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
1) Вопреки предсказаниям старожилов было тепло и солнечно.
2) Проснувшись поутру довольно поздно, мне показалось, что буря утихла.
3) Принципы изображения Москвы в романе «Мастере и Маргарите» М. Булгакова напоминают принципы изображения гоголевского Петербурга, когда реальное тесно переплетается с фантастическим.
4) Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное направление — акмеизм.
5) Две машины разъехалось в разные стороны.
6) Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой.
7) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющие озеро на обособленные плёсы.
8) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
9) Окказионализмами называют слова, которые образованы вопреки законов словообразования.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ед..номышленники, зап..вала (в хоре), оф..церский
2) х..отичный, возр..ждение, возр..зить
3) песс..мистический, невн..мательный, тр..нироваться
4) см..гчить (тон), разр..дить (обстановку), снар..жение
5) пл..вец, тр..стник, умн..жение
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..мкнуть, пр..слать, пр..говор
2) от..рвать, п..знавательный, под..браться
3) по..бородок, о..бросить, пре..сказать
4) бе..звёздный, и..мельчить, бе..пробудный
5) под..язычный, об..ятия, из..ян
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) льн..ные (ткани), родств..нные (связи)
2) отчётл..во, размаш..стый (почерк)
3) развёрт..вать, идеализир..вать
4) застр..вать, гел..вая (ручка)
5) влюбч..вый, проветр..вать
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..щийся (за правду), мел..щий (зёрна)
2) (рабочие) покрас..т (забор), застро..нный
3) докош..нная (поляна), надуш..нный (одеколоном)
4) (вы) скаж..те, (он) прикин..т
5) выскоч..м, (вы) вытерп..те
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Стоит ли молодым писателям проявлять (НЕ)ТЕРПИМОСТЬ к критике?
2) Эта задача так и (HE)PEШEHA учениками.
3) (НЕ)ЯРКОЕ, а бледноватое и какое-то спокойное пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
4) А кругом на полях (НЕ)ПРОБУДНАЯ тишь.
5) С утра до утра шёл (HE)ПЕРЕСТАВАЯ мелкий, как водяная пыль, дождик.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Он молчал (ОТ)ТОГО, что был несколько ошеломлён рассказом, но не (НА)СТОЛЬКО, чтоб говорить об этом.
2) КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.
3) (И)ТАК, вы собираетесь перевести деньги (НА)СЧЁТ в банке.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких дней значительная часть тиража журнала была распространена (В)РОЗНИЦУ.
5) Дорогу размыло, (ПО)ЭТОМУ добирались мы к леснику с большим трудом, (3A)TO какое удовольствие испытали, когда расположились у камина в доме хозяина.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква H.
Учё(1)ыми зафиксирова(2)ы негативные последствия курения: нарушение кровообращения в результате суже(3)ия сосудов, атеросклероз, инсульт, инфаркт, эндокри(4)ые нарушения, ослабление имму(5)ой системы, преждевреме(6)ое изнашивание организма.