- Русский язык
- Варианты ФИПИ 2025
- Вариант ФИПИ №30
Вариант ФИПИ №30
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот предлог.
В творчестве К. В. Скворцова семантический компонент «чувство глубокой привязанности к Родине» складывается из нескольких смысловых планов. Во-первых, это сильное чувство, несущее страдание и муку, во-вторых, это глубокое, духовное чувство, и, наконец, это чувство, дающее счастье.
Анализ языка поэта показал высокую частотность употребления слов со значением отвлечённой предметности, номинирующих чувство любви и связанные с ним переживания, ощущения, обозначающих состояния и отношения (отвлечённые существительные), слов со значением конкретной предметности, называющих субъект или объект чувства (конкретные существительные), обозначающих совокупность лиц (собирательные существительные). Они дают отвлечённое обозначение чувств, характеризуют психическое состояние и свойства человека, эмоции, отношения.
<...> использованию большой группы слов с категориальным значением действия (глаголы, причастия, деепричастия, отглагольные существительные), передающих чувство любви и сопровождающие её чувства, автору удаётся адекватно отразить действительность, её драматургию. Для отражения состояния человека и характеристики каких-либо действий используются слова с категориальным значением признака, состояния (прилагательные, причастия, наречия, слова категории состояния).
В поэзии K. В. Скворцова дольно часто встречаются междометия - категориальный класс слов, не обладающих номинативной функцией, но имеющих осознанное коллективом смысловое содержание, осмысленных «как коллективные знаки выражения душевного состояния».
(По Т. В. Соловьёвой)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СЛОВО. Публичное выступление, речь. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с.
2) ПРИЗНАК. Показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-н. Различительные признаки, П. весны.
3) ПОЭЗИЯ. перен.; чего. Красота и прелесть чего-н., возбуждающие чувство очарования. П. летнего yтpa.
4) ФУНКЦИЯ. Роль, значение чего-н. (книжн.). Функции существительного.
5) ЗНАК. Обнаружение, признак чего-н. Знаки внимания. Молчание - з. согласиля. Дурной 3. (плохое предзнаменование).
В творчестве К. В. Скворцова семантический компонент «чувство глубокой привязанности к Родине» складывается из нескольких смысловых планов. Во-первых, это сильное чувство, несущее страдание и муку, во-вторых, это глубокое, духовное чувство, и, наконец, это чувство, дающее счастье.
Анализ языка поэта показал высокую частотность употребления слов со значением отвлечённой предметности, номинирующих чувство любви и связанные с ним переживания, ощущения, обозначающих состояния и отношения (отвлечённые существительные), слов со значением конкретной предметности, называющих субъект или объект чувства (конкретные существительные), обозначающих совокупность лиц (собирательные существительные). Они дают отвлечённое обозначение чувств, характеризуют психическое состояние и свойства человека, эмоции, отношения.
<...> использованию большой группы слов с категориальным значением действия (глаголы, причастия, деепричастия, отглагольные существительные), передающих чувство любви и сопровождающие её чувства, автору удаётся адекватно отразить действительность, её драматургию. Для отражения состояния человека и характеристики каких-либо действий используются слова с категориальным значением признака, состояния (прилагательные, причастия, наречия, слова категории состояния).
В поэзии K. В. Скворцова дольно часто встречаются междометия - категориальный класс слов, не обладающих номинативной функцией, но имеющих осознанное коллективом смысловое содержание, осмысленных «как коллективные знаки выражения душевного состояния».
(По Т. В. Соловьёвой)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью лексики - обилием терминов (отвлечённые существительные, глаголы, причастия, деепричастия, отглагольные существительные и др.).
2) Цель автора текста - дать информацию о нескольких смысловых планах понятия «чувство глубокой привязанности к Родине» в творчестве К. В. Скворцова. Текст нe содержит анализа языковых особенностей поэзии автора.
3) В тексте используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), однородные члены предложения, причастные обороты.
4) Оценочная лексика («отвлечённое обозначение», «с категориальным значением», «душевного состояния» и др.) помогает эмоционально подать материал.
5) Текст относится к научному стилю.
В творчестве К. В. Скворцова семантический компонент «чувство глубокой привязанности к Родине» складывается из нескольких смысловых планов. Во-первых, это сильное чувство, несущее страдание и муку, во-вторых, это глубокое, духовное чувство, и, наконец, это чувство, дающее счастье.
Анализ языка поэта показал высокую частотность употребления слов со значением отвлечённой предметности, номинирующих чувство любви и связанные с ним переживания, ощущения, обозначающих состояния и отношения (отвлечённые существительные), слов со значением конкретной предметности, называющих субъект или объект чувства (конкретные существительные), обозначающих совокупность лиц (собирательные существительные). Они дают отвлечённое обозначение чувств, характеризуют психическое состояние и свойства человека, эмоции, отношения.
<...> использованию большой группы слов с категориальным значением действия (глаголы, причастия, деепричастия, отглагольные существительные), передающих чувство любви и сопровождающие её чувства, автору удаётся адекватно отразить действительность, её драматургию. Для отражения состояния человека и характеристики каких-либо действий используются слова с категориальным значением признака, состояния (прилагательные, причастия, наречия, слова категории состояния).
В поэзии K. В. Скворцова дольно часто встречаются междометия - категориальный класс слов, не обладающих номинативной функцией, но имеющих осознанное коллективом смысловое содержание, осмысленных «как коллективные знаки выражения душевного состояния».
(По Т. В. Соловьёвой)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) согнУтый
2) конусОв
3) сорвАла
4) стАтуя
5) откУпорить
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Этот памятник архитектуры находится за высокой КАМЕННОЙ стеной.
СТЕКЛЯННЫЙ завод освоил новый вид изготовления изделий.
ЛЕСИСТЫЕ холмы окружали старый замок.
Это животное ведёт СКРЫТНЫЙ образ жизни, поэтому мы очень мало знаем о нём.
Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придаёт ей царственный вид.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
В конце ХVII столетия сторонники царевны Софьи одержали сокрушительное поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ОБЕИХ cтopoн
много СОЛЕНИЙ
не слушать БАСЕН
с ТЫСЯЧИ девятисотого года
ГЛУБОЧАЙШЕЕ озеро
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Предложения
1) Картина Ватто «Капризница» отличается изысканным колоритом: изумительный по богатству оттенков глубокий чёрный цвет платья дамы выделяется на фоне серебристого, наполненного воздухом пейзажа.
2) Ф. И. Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.
3) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо.
4) Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.
5) Многие из тех, кто верно служил английскому королю, получил земельные владения в разных областях страны.
6) Лесные поляны покрыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
7) Не увидев своих лошадей, я поинтересовался, где они.
8) Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом.
9) Проводя специальную тепловую обработку продуктов, удлиняется срок их хранения и снижается риск заражения различными инфекциями.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) огр..ничение, к..нференция, (волосы) выг..рели (на солнце)
2) разв..твление, над..рёшь (в огороде лука), нас..комое
3) треп..тать, характ..ризовать, в..теран
4) обл..котиться, дек..ративный, кол..ссальный
5) инт..рьер, (горько) прич..тать, с..реневый
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..ломление (лучей), пр..дать (оттенок цвету), пр..бытие (самолёта)
2) не..быточная (мечта), ..бежать (из дома), ра..крыть (тайну)
3) за..граться, сверх..нтересно, пост..мпрессионизм
4) кон..юнктивит, орг..единица, с..ёжиться
5) бе..полезный, ра..тратить, ..биться (с курса)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преслед..вать, атак..вать
2) кож..ца (помидора), замш..вые (ботинки)
3) (она) соскуч..лась, незатейл..вый
4) расплывч..тый, гуттаперч..вый
5) опрометч..вость, ветр..ный (день)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) насыщ..нный, увенч..нный
2) выбер..м, постро..вший
3) посе..шь, потрач..нный
4) клевещ..щий, грохоч..щий
5) (ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Со мной поздоровался совершенно (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек.
2) Всех смутили (HE)ПРОВЕРЕННЫЕ ещё слухи.
3) А. H. Толстой yмep, (HE)УСПЕВ дописать роман «Пётр Первый».
4) (НЕ)ЛЁГКИЙ, а довольно трудный путь предстоял герою романа.
5) Язык - это самая прочная, (НЕ)РАЗРЫВНАЯ связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое - народ.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Все приметы говорили о том, что речонка, (ПО)ВИДИМОМУ, не исчезла совсем, а протекает (ПО)НОВОМУ руслу.
2) Вдали, на (ЮГО)ЗАПАДЕ, виднеются (БЕЛО)CEPЫЕ гряды гор с тающими на воздухе серебряными вершинами.
3) Вслед за баржей тянется не спеша широкий баркас с невысокими бортами, (ДО)ВЕРХУ нагруженный камышинскими арбузами, - ТОЧЬ(В)(ТОЧЬ) огромное блюдо с плодами плывёт по реке.
4) Лес и теперь (ПО)ПРЕЖНЕМУ хорош, и мы (ВОЛЕЙ)НЕВОЛЕЙ останавливаемся, заворожённые его красотой.
5) ОТКУДА(ТО) из подсознания - а (ПО)СТАРОМУ, так из глубины души - вынырнуло у Дробышева нечто похожее на давнее сновидение.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется HH.
Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л. Н. Толстого, реше(2)а в духе соверше(3)o традицио(4)ой русской оперной музыки ХIХ века.