- Русский язык
- Варианты ФИПИ 2025
- Вариант ФИПИ №28
Вариант ФИПИ №28
Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в шестом (6) абзаце текста. Запишите эту частицу.
Корреспондент. Надежда Алексеевна, разве мы обязаны быть грамотными?
Н. А. Илюхина. Есть целый ряд профессий, требующих высокой грамотности. Это учитывается при приёме на работу. В отношении других такого требования нет, но я убеждена, что любой интеллигентный и/или образованный человек ощущает потребность быть грамотным. Стыдно не уметь правильно, точно, выразительно говорить и писать на родном языке - из чувства самоуважения, национального достоинства. А русский - ещё и государственный язык в нашей стране. Им необходимо владеть любому гражданину. Сейчас существуют текстовые редакторы, которые исправляют ошибки и тем облегчают положение пишущего. Но пусть такой (полезный!) редактор лишь подстраховывает пишущего, но не избавляет от «ответственности». Иначе со временем мы можем доверить роботу и думать за нас.
Корреспондент. Сейчас особо ярко наблюдается трансформация русского языка. Как вы считаете, это деградация или эволюция?
H. А. Илюхина. Говорить о трансформации языка неправильно. Да, сейчас под влиянием множества причин процессы языкового развития протекают гораздо быстрее, чем даже 30 лет назад. И язык, особенно лексика, стилистика, заметно меняется на наших глазах. Но ядра языковой системы это не затрагивает.
Корреспондент. Врождённая грамотность - правда или миф?
H. А. Илюхина. Разумеется, это миф. Врождённым не является <...> язык, правильнее говорить о врождённой способности к усвоению языка, которая передаётся генетически, а усваивается ребёнком, как известно, тот язык, на котором говорят в его окружении. Тем более неправильно говорить о врождённом знании правил орфографии и пунктуации. Другое дело, что есть определённые склонности, как к музыке, рисованию, конструированию. Одни люди хорошо чувствуют синтаксическую структуру предложения, другие - нюансировку смысла и легко оформляют его пунктуационно. Людям, которых называют визуалами, помогает зрительная память.
Корреспондент. Влияют ли соцсети на устную и письменную речь?
Н. А. Илюхина. Прежде всего соцсети (чаты, форумы и т. д.) отражают устную речь. Это не что иное, как устная речь, облечённая в письменную форму, с её особыми нормами, разительно отличающимися от норм письменной речи. Конечно, далеко не всегда грамотная. Всё это вместе бросается в глаза. Со временем привыкнем, поскольку у этой сферы и этого способа общения безусловные перспективы. Уже вырабатываются и дополнительные графические средства, и способы сокращения, и невербалика, характерные именно для интернет-коммуникации.
(Из интервью с профессором Самарского университета Надеждой Алексеевной Илюхиной)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВЫСОКИЙ. книжн. Выдающийся по своему значению, очень важный, почётный. Высокая награда. В. гость.
2) ЯЗЫК. Речь, способность говорить. Лишиться языка.
3) ВЛАДЕТЬ. Уметь, иметь возможность пользоваться чем-н., действовать при помощи чего-н. В. оружием. В. пером.
4) ПРОТЕКАТЬ. Просачиваясь, проникать. Вода протекает в трюм.
5) МИФ. перен. О недостоверном рассказе, выдумке. Разбить м. о непобедимости фашизма.
Корреспондент. Надежда Алексеевна, разве мы обязаны быть грамотными?
Н. А. Илюхина. Есть целый ряд профессий, требующих высокой грамотности. Это учитывается при приёме на работу. В отношении других такого требования нет, но я убеждена, что любой интеллигентный и/или образованный человек ощущает потребность быть грамотным. Стыдно не уметь правильно, точно, выразительно говорить и писать на родном языке - из чувства самоуважения, национального достоинства. А русский - ещё и государственный язык в нашей стране. Им необходимо владеть любому гражданину. Сейчас существуют текстовые редакторы, которые исправляют ошибки и тем облегчают положение пишущего. Но пусть такой (полезный!) редактор лишь подстраховывает пишущего, но не избавляет от «ответственности». Иначе со временем мы можем доверить роботу и думать за нас.
Корреспондент. Сейчас особо ярко наблюдается трансформация русского языка. Как вы считаете, это деградация или эволюция?
H. А. Илюхина. Говорить о трансформации языка неправильно. Да, сейчас под влиянием множества причин процессы языкового развития протекают гораздо быстрее, чем даже 30 лет назад. И язык, особенно лексика, стилистика, заметно меняется на наших глазах. Но ядра языковой системы это не затрагивает.
Корреспондент. Врождённая грамотность - правда или миф?
H. А. Илюхина. Разумеется, это миф. Врождённым не является <...> язык, правильнее говорить о врождённой способности к усвоению языка, которая передаётся генетически, а усваивается ребёнком, как известно, тот язык, на котором говорят в его окружении. Тем более неправильно говорить о врождённом знании правил орфографии и пунктуации. Другое дело, что есть определённые склонности, как к музыке, рисованию, конструированию. Одни люди хорошо чувствуют синтаксическую структуру предложения, другие - нюансировку смысла и легко оформляют его пунктуационно. Людям, которых называют визуалами, помогает зрительная память.
Корреспондент. Влияют ли соцсети на устную и письменную речь?
Н. А. Илюхина. Прежде всего соцсети (чаты, форумы и т. д.) отражают устную речь. Это не что иное, как устная речь, облечённая в письменную форму, с её особыми нормами, разительно отличающимися от норм письменной речи. Конечно, далеко не всегда грамотная. Всё это вместе бросается в глаза. Со временем привыкнем, поскольку у этой сферы и этого способа общения безусловные перспективы. Уже вырабатываются и дополнительные графические средства, и способы сокращения, и невербалика, характерные именно для интернет-коммуникации.
(Из интервью с профессором Самарского университета Надеждой Алексеевной Илюхиной)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к научному стилю, так как основные цели интервью - проанализировать важную лингвистическую информацию, дать научные определения понятиям.
2) B ходе интервью обсуждается проблема роли языковой грамотности в современном мире.
3) Наряду с общеупотребительными словами в тексте используются термины и терминологические сочетания (процессы языкового развития, лексика, стилистика, ядра языковой системы, синтаксическую структуру предложения и др.).
4) Текст имеет грамматические и лексические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (влиянием, развития, конструированию и др.), абстрактную лексику (трансформация, деградация, эволюция и др.).
5) Убедительность речи интервьюируемого достигается путём использования приёма градации (музыке, рисованию, конструированию; и дополнительные графические средства, и способы сокращения, и невербалика).
Корреспондент. Надежда Алексеевна, разве мы обязаны быть грамотными?
Н. А. Илюхина. Есть целый ряд профессий, требующих высокой грамотности. Это учитывается при приёме на работу. В отношении других такого требования нет, но я убеждена, что любой интеллигентный и/или образованный человек ощущает потребность быть грамотным. Стыдно не уметь правильно, точно, выразительно говорить и писать на родном языке - из чувства самоуважения, национального достоинства. А русский - ещё и государственный язык в нашей стране. Им необходимо владеть любому гражданину. Сейчас существуют текстовые редакторы, которые исправляют ошибки и тем облегчают положение пишущего. Но пусть такой (полезный!) редактор лишь подстраховывает пишущего, но не избавляет от «ответственности». Иначе со временем мы можем доверить роботу и думать за нас.
Корреспондент. Сейчас особо ярко наблюдается трансформация русского языка. Как вы считаете, это деградация или эволюция?
H. А. Илюхина. Говорить о трансформации языка неправильно. Да, сейчас под влиянием множества причин процессы языкового развития протекают гораздо быстрее, чем даже 30 лет назад. И язык, особенно лексика, стилистика, заметно меняется на наших глазах. Но ядра языковой системы это не затрагивает.
Корреспондент. Врождённая грамотность - правда или миф?
H. А. Илюхина. Разумеется, это миф. Врождённым не является <...> язык, правильнее говорить о врождённой способности к усвоению языка, которая передаётся генетически, а усваивается ребёнком, как известно, тот язык, на котором говорят в его окружении. Тем более неправильно говорить о врождённом знании правил орфографии и пунктуации. Другое дело, что есть определённые склонности, как к музыке, рисованию, конструированию. Одни люди хорошо чувствуют синтаксическую структуру предложения, другие - нюансировку смысла и легко оформляют его пунктуационно. Людям, которых называют визуалами, помогает зрительная память.
Корреспондент. Влияют ли соцсети на устную и письменную речь?
Н. А. Илюхина. Прежде всего соцсети (чаты, форумы и т. д.) отражают устную речь. Это не что иное, как устная речь, облечённая в письменную форму, с её особыми нормами, разительно отличающимися от норм письменной речи. Конечно, далеко не всегда грамотная. Всё это вместе бросается в глаза. Со временем привыкнем, поскольку у этой сферы и этого способа общения безусловные перспективы. Уже вырабатываются и дополнительные графические средства, и способы сокращения, и невербалика, характерные именно для интернет-коммуникации.
(Из интервью с профессором Самарского университета Надеждой Алексеевной Илюхиной)
Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мЕстностей
2) зАгнутый
3) килОметр
4) зАперла
5) накрЕнится
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ДИПЛОМАНТА конкурса молодых исполнителей зрители встретили оглушительными аплодисментами.
Большая часть текстов автора написана в ПУБЛИЦИСТИЧНОМ стиле.
ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.
Занятия в бассейне приносят ДВОЙНУЮ пользу: они благотворным образом влияют и на физическое, и на эмоциональное состояние человека.
Она почувствовала себя беспомощной, УНИЖЕННОЙ, оттого что этот человек обошёлся с ней столь некрасиво.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Животные, которые бросаются в спячку, остаются в своих берлогах, норах или убежищах на несколько недель или даже месяцев.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ВОСЕМЬСОТ миллионов
ЯРЧЕ солнца
пара ТУФЕЛЬ
ночные СТОРОЖА
ПРИВЛЕЧЁТ внимание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
A) нарушение в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение в построении предложения с косвенной речью
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Предложения
1) Проживавшие три сестры в городе решили переехать в деревню, ближе к природе.
2) В разговоре с отцом я задал интересующий меня вопрос, и отец ответил на него.
3) Практически все, кто пользуется очками, имеют двое очков, чтобы всегда под рукой были запасные.
4) Баку гостеприимно приняла делегацию российских спортсменов, приехавших в этот город на соревнования.
5) Евгений Базаров ответил, что его дед землю пахал.
6) Приобретя лотерейный билет, у вас есть шанс выиграть удивительную поездку в Крым.
7) Таити был назван настоящим раем для любителей природы, не тронутой цивилизацией.
8) В университетах занятия ведутся строго в соответствии и на основе утверждённого учебной частью расписания.
9) Кирила Петрович, увидев Машу, спросил у неё, где ты была.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пл..нительный, оп..раться, р..ализм
2) ш..к, ш..в, изж..га
3) ут..пический, ск..чу (на коне), к..мбинация (цифр)
4) м..териализовать, г..релка, к..рикатура
5) вы..вленный, у..звлённый, землетр..сение
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..даваться (унынию), пр..сесть (на корточки), пр..емник (престола)
2) не..бивчивый, ра..сориться, и..черпать (возможности)
3) пред..стория, без..дейный, под..скать
4) суб..ективный, с..узил, с..агитировал
5) (великие) пр..отцы, пр..бежать (кpyг), пр..европейский (фонд)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) услужл..вый, подстра..ваться
2) подразум..вающий, им..нной (список)
3) побесед..вать, опрокид..вать
4) (певец) обезголос..л, враж..ский
5) мировоззренч..ский, разворач..вать
Укажите варианты ответов, которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) задерж..нный, улучш..нный
2) выбер..шь, (мастер) замаж..т
3) (он) пocтpo..т, покле..нный
4) (они) обид..тся, пове..вший
5) опаса..шься, потрат..вший
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ ужина путешественники легли спать.
2) Геологи работали в (НЕ)ИССЛЕДОВАННОЙ местности.
3) Пришлось подписать далеко (НЕ)ВЫГОДНЫЙ контракт.
4) Семён Ростиславович казался крайне (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.
5) Без труда (НЕ)ВЫЛОВИШЬ и рыбку из пруда.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Вагоны именных поездов Московского метрополитена оригинально оформлены (ИЗ)НУТРИ, а (ЗА)ЧАСТУЮ и снаружи.
2) Успешность трудоустройства во многом зависит (ОТ)ТОГО, (НА)СКОЛЬКО корректно составлено резюме.
3) Ласко - пещера довольно сухая: её окружает прослойка мрамора, (ПО)ЭТОМУ (В)НУТРЬ не попадает влага.
4) Радуясь, что наш расчёт оправдался и мы (ВО)ВРЕМЯ добрались до места, мы (БЕЗ)РАЗБОРУ пилили небольшие ветки и клали их в костёр.
5) (В)ВИДУ того, что людям было негде жить, а зима приближалась, решили (С)НАЧАЛА построить дом.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого хозяйки дома.